Вы здесь
Главная > Театр > «Snow Show»: Сон в зимнюю ночь

«Snow Show»: Сон в зимнюю ночь

j0kRT6LyCEIВходя в зал, попадаешь в атмосферу затишья перед бурей: свет приглушен, по углам зала кучками собирается бумажный снег, люди рассаживаются и перешёптываются в ожидании. За сценой слышны паровозные гудки и стук колёс, грустная и таинственная мелодия Vangelis — La Petite Fille De La Mer начинает погружать нас в мир сновидений Славы Полунина.

Интересный подход к распределению роли главного клоуна – никто не знает, кто в этот раз его будет играть. В роли жёлтого клоуна могут выступать Слава Полунин, Роберт Саральп и Артём Жимо, каждый раз для зрителя будет сюрпризом, кто же выйдет на сцену, по-видимому, это специальных ход для создании небольшой и приятной интриги для зрителя.

Начиная с 20-ых чисел февраля и заканчивая первыми днями марта в Михайловском театре шествует «сНЕЖНОЕ ШОУ», «зимняя сказка продолжается» — так гласит слоган на афишах, действительно: уже наступила весна – март на дворе, а в Петербурге погода по прежнему зимняя и Снежное шоу приходится как раз кстати.

Шоу соткано из уже известных номеров, которые когда-то были придуманы и сыграны в составе «Лицедеев», когда жёлтый клоун – Асисяй – ведёт разговор по двум телефонам, где девушка вздыхает: «Ох, Асисяй!». Есть и другой уже известный этюд –где клоуну стоит только всунуть руку в рукав пальто и обнять себя и вот он уже не один, есть любимая, но с ней нужно попрощаться, а на память остаётся лишь письмо.

Есть также новое и свежее для зрителей – то, что он внёс в шоу после 7 –летнего отсутствия, гастролируя по всему миру. Теперь на сцене уже не один Асисяй, количество занятых артистов резко увеличилось. Мы погружаемся в детство, когда видим, как на сцене взрослые дяди делают из кровати корабль с натянутой простынёй – парусом, и на этих парусах герои плывут за мечтой, совсем, как в нашем детстве, когда мы своим воображением сооружали целые дома, города и миры. В шоу внесены световые эффекты, которые преображают декорации в снежные горы и являют нам эффект 3D на театральных подмостках, снежные бури и снегопады – всё это насыщает представление и делает его незабываемым. В 2000 году он возвращается  с умопомрачительным шоу и трогательной сказкой, имя чему «Snow Show». О нём писали газеты, журналы, электронные издания, от Бродвея до Новой Зеландии, критика назвала шоу «театральной классикой», а Славу Полунина – «лучшим клоуном мира».

M3P0HjdFOW8

Главный персонаж спектакля – Асисяй — задумчивый, нежный персонаж, характер которого вобрал в себя поэтическую грусть клоунад Леонида Енгибарова, изысканную философичность пантомим Марселя Марсо, человечность и смешную трогательность фильмов великого Чарли Чаплина. Всех их Полунин считает своими главными учителями.

«Экспрессивный идиотизм» в пантомимных этюдах Полунина- Скворцова, трогательный Асисяй, впервые появившийся в «Голубом огоньке», а далее идея создать театр клоунов «Лицедеи», ему в головы приходят самые немыслимые проекты: «Мим-парад» 1982 года, «Конгресс дураков», который был не только фестивалем, но и торжественными похоронами театра «Лицедеи. Апофеозом в деле осуществления неосуществимого стал «Караван мира» — странствующий театральный фестиваль, колесивший на машинах по Европе от Москвы до Парижа в течение полугода. Дальше следовала «Академия дураков».

Нельзя забывать о человечках с длинными ступнями и в зелёных пальто, похожих то ли на водолазов, то ли лётчиков, их много, но каждый уникален: один визгливый хулиган, а другой вечно требующий аплодисментов. Их неожиданное размножение в геометрической прогрессии сначала пугает, а потом заставляет задуматься – что это за толпа и зачем они рядом со мной? Возможно, это мнимые друзья, которых много, когда всё хорошо, и нет ни одного, когда ты нуждаешься в помощи, а возможно, это наш мегаполис, где все идут мимо тебя каждый в своих мыслях и им плевать даже на то, что у кого-то прихватило сердце или украли кошелёк.

Его выступление это 50 % шуток и игр, где поливают водой, садятся тебе на колени, бросаются шарами, а другие 50 % — это философия, причём печальная, наполненная отчаянием прощания, повторяемостью всего сущего на земле и воспоминания о детстве с улетающими шариками детского смеха. Почему людям нравится «Снежное шоу» и почему выходя из зала на лицах каждого искренняя улыбка? Потому что им отдают кусочек снежного счастья и дают возможность в комедии разглядеть и трагедию, задуматься о том, как мы поступаем, что мы говорим и зачем мы что-то делаем. Потому что философия, окутанная комизмом, как вуалью, которая слегка прикрывает, чтобы видели лишь те, что оценят и украшает, чтобы радовать глаз.

Слава Полунин – клоун-философ, он не только развлекает публику, он как Леонид Енгибаров, о котором так писал Владимир Высоцкий:

«Зритель наш шутами избалован —

Жаждет смеха он, тряхнув мошной,

И кричит: «Да разве это клоун?

Если клоун — должен быть смешной!»

 

Вот и мы… Пока мы вслух ворчали:

«Вышел на арену — так смеши!» —

Он у нас тем временем печали

Вынимал тихонько из души..»

or7yvbRAPp8

С Енгибаровым его связывает любовь к звёздному небу. У Полунина важную роль играет также полумесяц, на который так часто заглядываются мечтатели. Шары и шарики, огромные снежные комы – это целая история, когда шар, удерживаемый буквально на тоненькой палочке каким-то загадочным созданием в колпаке превращается в земной шар. Cмерть – неизбежная и непредсказуемая остановка, для кого-то она конечная, а кто-то продолжает свой путь, идущий куда-то вдаль тихими шагами в траурной процессии тёмных ангелов. Его миниатюры говорят о том, как  люди связывают себя друг с другом путами любви или обязанностей, забывая о самом себе, благодаря символу – верёвке можно увидеть то, что многие из нас не замечают. Даже сам костюм главного клоуна символичен. Желтый — это радость, теплота и вера в самое хорошее, красный – это эмоции на самом их пике. Говорят, что театр скорее не зеркало жизни, а увеличительное стекло, но цирк тогда с ещё большим гротеском отображает мир, как лупа с ещё более мощным оптическим увеличением.

Великий мим XX столетия Марсель Марсо сказал как-то: «Я принес тишину в мир театра, где звуки и слова были королями». Так и в продолжении творчества Марсо Слава Полунин создаёт свой спектакль практически беззвучным – эта клоунада растёт и развивается, как ребёнок, сначала появляются движения, но безголосые, потом междометия, а в конце — целые слова, но и без них уже всё становится ясно. Вячеслав Полунин берётся за те же темы, что волновали всегда всё человечество: любовь, жизнь, смерть, одиночество, дружба и синтезирует всё это, используя свои знания и свой опыт, а также опыт своих кумиров, в результате чего получается квинтэссенция всего самого лучшего – «Snow Show».

Однажды какая-то канадская зрительница написала Полунину после спектакля записочку: «Ваш снег согревает наши сердца. Спасибо». Слава Полунин и все актёры, выступающие в «Снежном шоу» наделены способностью каждый раз «дарить» себя зрителю без остатка, отдавая людям теплоту и энергию, за что всегда получают такие тёплые оценки и жаркие аплодисменты.

 

Текст: Екатерина Приклонская

comments powered by HyperComments