Леонид Новиков: «Я все время обслуживал других музыкантов»

В прошлом месяце наш журналист делал репортаж с юбилейного концерта групп para bellvm и "Площадь Восстания" в клубе MOD. «Создавалось впечатление, будто все забыли про такой большой праздник «para bellvm», - говорилось в нем. Именно этот неоднозначный и такой разный прием двух групп подтолкнул автора репортажа разобраться, в чем дело. А на вопросы отвечал никто иной, как лидер дарк-рок коллектива para bellvm Леонид Новиков.

Невероятно начитанный и вдумчивый, он с доброжелательной улыбкой делился своими размышлениями, шутя и посмеиваясь. Крестный путь русских рокеров, крах музыкальной журналистики и увлекательные истории из жизни para bellvm - об этом и многом другом рассказал Леонид.

1

 «Я отчаянно взбиваю маслице»  -  В 2010 году вы сказали в интервью для FUZZ.tv: «Вся наша инди-культура находится в коллапсе. Уныние и пресыщение. Пустые залы». Это было больше двух лет назад. Вспомним недавний концерт в клубе «MOD»9-го февраля. Публики во время выступления группы para bellvm перед сценой не только было меньше, но и поздравляли вас скудней, чем «ПВ». У нас сейчас заново формируется аудитория. Наш рок-слушатель обновляется примерно раз в полтора года. В начале своей творческой деятельности мы выступали на разогреве Короля и Шута с Бригадным подрядом и Тараканами. Это был панк-концерт. Почему-то этим панкам мы понравились, и у нас появились не полные, но залы. Но тот старый состав группы откровенно «зассал», заявив мне: «Этой аудитории мы не хотим, мы вообще хотим играть джаз». Как нормальный пиратский капитан, я утопил этот бунт на корабле в крови: я распустил группу. Дальше я связался с некими металлистами, за 2 недели была отрепетирована программа. Получился металлический говнорок. Когда диски оказались у меня в руках, я понял, какую совершил ошибку. Я спрятал весь тираж. В сеть он, правда, все равно просочился. В сердцах я свернул группу. 2 Позднее, по инициативе друзей собрался новый состав. Мы вернули былой фан-клуб, собирали залы в 300-350 человек – тогда даже это было круто. Потом на басу стала играть моя супруга (Елена Новикова). Но родились дети, и мы сошли с дистанции.  В то же время я перешел из FUZZа в журнал Rolling Stone, издаваемый маленькой, но корпорацией с той еще дисциплиной. Я был не готов к такой работе и по большому счету деморализован. Поэтому, я практически не писал в тот момент песен. Когда я расстался с этой работой и профессией и начал работать арт-директором, ко мне вернулись силы. «Книгу Царств» мы написали в едином порыве. Барабанщика у нас не было. Лена тогда сломала руку и бас-гитарные партии в альбоме свелись к минимуму. Но былых проблем как с прошлыми составами в плане игры в рок-н-ролл не возникало. Уже на этом отрезке пути можно проследить, как часто нам заново приходилось набирать аудиторию. - А что по поводу концерта в MOD скажете? Когда мы вышли на сцену 9-го февраля в «MOD», я давал себе отчет в том, что только треть публики – наша. Кое-кто пришел из тех, кто был давным-давно в «Молоке» (para bellvm выступали там еще в детстве своей группы). Я был удивлен. Ничто на земле не проходит бесследно, гордиться-то есть чем. И спасибо «восстанцам» («Площадь Восстания»). Они давно подготовили свою публику к нам, и публика нас восприняла благожелательно. А еще причина скудной публики может быть и в другом. Мне эту идею подсказала Соня Соколова (глав.ред. Zvuki.ru –прим. авт.). Она писала по поводу проблемы «сублимированной среды» и онлайн-голосования на выборах: «Ребята, что вы делаете? Зачем вы устраиваете это — вы тем самым проваливаете явку». Если отвлечься от голосования — вот встреча «ВКонтакте»: вы предлагаете пользователю нажать на кнопку. Пользователь нажимает на кнопку «Пойду» и это приравнивается в его сознании к фактическому уже состоявшемуся походу на концерт. Он уже сходил. Все переходит в интернет. Вот и итог.   - Вас не расстраивает то, что, все-таки, который концерт вас слушает небольшая по количеству публика?  8Ничего страшного, это нормально. Часть ушла, а приличная часть осталась. Люди стоят, подпевают. Я считаю, что сейчас будет еще лучше. Не сказать ведь, что мы постарели. Я чувствую себя, как и раньше, я и выгляжу так же. Никто не скажет, что мне сорок лет. Осталось только похудеть, но это не сложно. (смеется) Мы уже входим в число неких культовых групп. Неловко так про себя говорить, но вроде действительно входим. Даже те, кому мы не нравимся, говорят: «Ну, это же не пионеры,  эта группа о-го-го! Играют-то нормально». Меня такое положение вещей устраивает. Я знаю, что многих нам подобных за отчетное время прихлопнуло, о многих группах забыли. Нужно же делать какие-то движения. Как лягушонок, который не утонул в молочке, а маслице взбил. Я отчаянно взбиваю маслице.   - А времени и сил сейчас хватает на то, чтобы двигать группу вперед?  Конечно! Я великий прокрастинатор на всех работах. Всегда я находил время для группы. И ставил ее во главу угла. Надо ведь осуществлять мечту! То есть, для себя вы в первую очередь музыкант, а уже потом арт-директор, журналист? Да. И я именно поэтому пошел к преподавателю, когда я понял, что у меня большие проблемы с вокалом. Эти уроки пошли впрок. Хотя только через три года. Преподаватель сказала: «На тебе твои 4 октавы, пользуйся! На русский рок тебя хватит». «Аудитория не подпускает к себе близко» - Кто конкретно ваша аудитория? Почитать интервью и материалы в СМИ: то панк, то рок, то готика...  Мы давно уже рок! Мы не готы. Это закончилось. Я симпатизирую по-прежнему этой субкультуре, но и только то. Тем более, эта субкультура не разделяет мои на нее взгляды. Шестая - седьмая волна готики сейчас, если посчитать... А это уже сестра того супа, в котором сварили зайца. Смысл? Заяц то... по-другому даже выглядел. (смеется)  - Тогда кто же ваша аудитория?

 Ну...скажем так. Мы группа для осмысления, под нас танцевать сложно, нас больше слушают. На самом деле очень разношерстный срез слушателей... В каждом городе России человек 5-6 есть минимум. Хотелось бы, чтобы их было 100, тогда можно на концерты ехать. Эти 100 с собой еще кого-нибудь приведут. Но начисто перекрыты все каналы. Мы не можем вырваться к аудитории. Аудитория не подпускает к себе близко.

3

  - А каким образом аудитория может к себе близко подпустить?  Раньше это могли делать радиостанции, сейчас всё это перешло в интернет. Но, я повторяю, большая конкурентная борьба! Мы должны снова пройти тот путь, который проходили, когда были молодой командой, мы должны выходить и играть, как не крути. На «Нашем радио» мы были, по-моему, трижды. Не в ротации. Мы были у них в роли ребят, которым они любят говорить: «Мы тестируем на публику: нравится ей или не нравится». 75 % он-лайн голосов  в нашу пользу, 4 из 5 голосов из всех, звонивших на программу. У меня все это записано. Мы были  в прекрасной программе «Оно вам надо?», в которой звучали кроме нас «ЮТА» и «Ария».  - В чем проблема тогда? Почему Para bellvm не взяли в ротацию? А все решает фактор человеческих отношений.  Кроме того, группа нам подобная, неудобна. Мы тёртые  и нами нельзя манипулировать. Все эти странные группы Lumen… Продюсерские от носа до хвоста. Это все суррогаты, «наследнички» большого Русского рока. Я помню, как чувак из «Мистерии Звука» сказал мне, послушав наш альбом: «Это все ваше питерское — такая вот энималджазовщина». Возвращаемся к старому вопросу «А судьи кто?». И тот чувак уже не работает в «Мистерии Звука», а «Animal ДжаZ» ещё собирает вполне приличные залы. И надо отдать им должное, они достигли этого огромным трудом. Что их по радио крутили? Да не особо. И «КиШ» ничем не обязаны радиостанциям. Взяли мозолистой задницей: поехали по городам. Рок-н-ролл – это крестный путь.  «Граф ДрокУла наш кумир, потамушта он вомпир»   - Почему вы решили отойти от готики?

 Во-первых, распалась старая тусовка, которую мы звали на концерты. Среди них были даже те, кто был против того, что нас называть готами. Но, однажды, скептики были посрамлены. Был наш концерт в «Молоке». Там болтается пожилой, вполне оригинальный гот из Англии, такой проклепанный весь, в хорошем стильном шмотье. Ну, естественно, обступили подхалимы, и происходит такая беседа. «Что Bauhaus – готика? – Конечно, это родоначальники. — А на сцене? Это же не готика? – Почему нет? Готика».

4

У нас воспринимают все в определенных рамках. Люди не пытаются выбраться и даже не смотрят за рамки, которые они себе придумали, в которых только они и способны сами творить. Готику воспринимают как дарк-романтику и только. Граф ДрокУла наш кумир, потамушта он вомпир. (парадирует деревенский говор)   - Все ушло во внешнее проявление? В музыкальном срезе это штампы. Люди не могут мыслить дальше штампов. Я бы внутри группы этого не потерпел. Я сам обладатель огромной коллекции виниловых пластинок. Я слушаю много музыки и пишу разную музыку. Сегодня я хочу петь вальс, завтра - чарльстон, здесь будет песня чуть прихардована, здесь будет баллада, а тут чистая новая волна. Потому что я так хочу. Я никогда не буду пытаться выдерживать стиль. Да упаси Бог! Это скучно. «Понятие музыкальной журналистики ушло. Я свою профессию потерял»  - А почему ушли из музыкальной журналистики?  Понятие музыкальной журналистики ушло. Я свою профессию потерял. Я понимаю и принимаю все эти замечательные рецензии TimeOut, Афиши и так далее. Это все очень мило, но это простое поддержание музыкального бизнеса, пересказ, что интересного звучит на пластинке. Нельзя говорить сейчас о каком-то социокультурном срезе... Потому что этого нет. Откуда этому взяться? Никого в музыкальную журналистику не заманишь. Время ускорилось, к нам пришел интернет и социальные сети. И в этом потоке и жесткой конкурентной борьбе твой альбом - это  не пышная рецензия, а всего лишь на всего строка в новостях. Я все время занимался чужими делами, я обслуживал других музыкантов. Что арт-директором в клубах, что как музыкальный критик. Эти обиды, амбиции. Где-то не помог, где-то бутылочку не поднес. Ты наживаешь друзей и так же наживаешь врагов, когда обслуживаешь. Музыкальный журналист – он обслуживает. А в нашей стране высокий процент обидчивости среди работников искусства.

 Беседу вела Анна Балахонцева

Фото предоставил Леонид Новиков из личного архива

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения