Вы здесь
Главная > Кино > Кино наизнанку

Кино наизнанку

open_cinОтличительная черта молодого кино – нарочитость. Эти работы порой слишком очевидно шиты белыми нитками, и по швам их легко разбирать на приемы. «Open Cinema» оправдывает свое название: это открытое кино, кино наизнанку, чтобы зрителю удалось рассмотреть наконец, как оно сделано. Подобные работы дают возможность осмысления жанра ‒ зная правило, в дальнейшем более очевидны отступления от него.

Работы молодых режиссеров  программы  ‒ раскрашенные контурные карты, своих линий они не нанесли, новых континентов не открыли. Но те, кто изучает кино, из этих работ могут извлечь куда больше пользы, чем из шедевров мастеров, которые развивают вкус, но едва ли так легко поддаются анализу. Здесь же — сплошной анализ жанра на учебном материале, с копии копии.

Немецкие ученики, как всем известно, самые усердные, здесь никакой халявы и никакого авось быть не может. Все сделано осмысленно, грамотно и профессионально. От этого, правда, суховато. Мелодраматичная зарисовка Кристофа Шулера «Падший» о судьбе бывших участников афганской войны уж слишком шаблонна и предсказуема с первого кадра до последнего, что не позволяет даже на миг начать относиться к ее пафосу серьезно. Зато она обладает несомненно самым выразительным и кратким финалом – пешка возвращается на шахматную доску, занимает свою клеточку, несмотря ни на что, порядок и покой торжествует.

«Астронавт на крыше» Сержи Портабелла и «Безнадежный киллер» Маркуса Пайтлера рассказывают о строении фильма куда больше. Даже с некоей философской иронией в первом случае и с претензией сложно рассказать простые истины во втором. По сути же оба фильма — об элементе случайности и о контроле, о том, как безнадежно мы пытаемся брать его в свои руки, но в итоге все неизменно проходит не по сценарию. И правда, кажется, не в их силах пока создать цельный художественный мир и держать его под контролем.

А вот где лекала и нарочитость всегда смотрятся выигрышно, так это в жанре комедии. Самая удачная работа из всей подборки – «Маленькие баварско-турецкие плутишки» Эмре Кока. Детский наивный взгляд на устройство мира ей явно на пользу, как и простодушие героев. Гэг, как показывает практика, даже если очевиден, от этого не становится менее смешным, тем более когда соседствует с актуальной проблемной темой. Уж что-что, а проблемы мы любим высмеивать и подходить к ним с детской прямотой.

Показы в образовательном центре «Дом Бенуа» проходят каждую пятницу. Следующий обещает быть на еще более злободневную тему «Другая любовь» с подзаголовком «кино о проявлениях любви вне принадлежности к полу». Любовь короткому метру дается с трудом, но вдумчивому зрителю удастся увидеть что-то представляющее интерес. Клуб «Open Cinema» – очень благородное и прекрасное явление.  У них, несомненно, всегда будет свой зритель и своя ниша, потому что никто так рискованно не погружается в мир короткометражного киномногообразия и так хорошо в нем не маневрирует, находя коммерчески успешные работы и не забывая про новые имена.

Текст: Анастасия Сенченко

comments powered by HyperComments