Царь Борис в астраханской опере
Астраханский театр, самый молодой оперный театр России, совершивший за последние два года огромный скачок в своём развитии, продолжает уверенно заявлять о себе как о наиболее перспективном и жизнеспособном среди собратьев по стране.
6 марта на Большой оперной сцене Астрахани прошла премьера «Бориса Годунова».
Гланые партии в премьерном спектакле исполнили ведущие солисты театра: Оксана Воронина - Ксения, Иван Максимейко - Шуйский, Руслан Сигбатулин - Щелкалов, Алесксей Фролов - Пимен, Александр Диянов - Самозванец, Марина Васильева - Марина Мнишек.
Постановочная команда в составе режиссёра Константина Балакина, дирижёра Валерия Воронина, художника Елены Вершининой и хормейстера Галины Дунчевой создала интересный спектакль, о котором можно рассуждать серьёзно, не делая скидку на то, что театр, мол, провинциальный. Спектакль логичен, актуален и интеллектуален.
«Самая русская опера», так окрестили шедевр Мусоргского музыковеды, предстала на астраханской сцене в античном облике. Первостепенное значение и роль хора в опере Мусоргского легко соотносится с ролью хора в античной трагедии, оттого подобная интерпретация выглядит если не закономерной, то как минимум обоснованно.
Атмосферные сценография и костюмы Елены Вершининой, решённые в монохромных оттенках песчаного цвета, создали идеальное поле для режиссёрского повествования о Борисе и его трагедии.
Хор, занимающий важное место как в опере, так и в античной драме, не теряет его и в этом спектакле. Благодаря слаженной работе артистов хора в спектакле рождается единый образ народа, как живого организма. «Многострадальный» народ сначала мучается от безвластия, умоляя Бориса не из-под палки пристава, как в подавляющем числе версий оперы, а самостоятельно с искренней мученической упоённостью, принять царский венец. Затем так же увлечённо распускает сплетни об убийстве Димитрия слугами Годунова. Этот же народ потом охотно верит в спасение убиенного Царевича-младенца и доводит Бориса до настоящего сумасшествия, а после и смерти.
Хор «Хлеба» - пожалуй, один из самых ярких и будоражащих моментов спектакля: толпа на коленях молит царя о хлебе – диким воплем звучит ее обезумевший голос.
Борис в спектакле – мученик. Ему прекрасно жилось и без царской шапки. Но, пойдя на поводу всё той же толпы, боярин Годунов сам ступил на дорогу, выстланную благими намерениями, которая увела его сначала в тёмный мир видений, а потом в могилу.
В спектакле у Бориса есть мечта – он желает построить великолепный храм Святая Святых, что, кстати, является исторически доказанным фактом. Этот храм присутствует на с цене с первых аккордов увертюры, сначала в виде небольшого макета, затем более крупной копии и, наконец, в виде строительного каркаса, нарисованного на заднике. Борис ни на секунду не отходит от своей мечты до тех пор, пока не соглашается принять царство. Но с момента воцарения она становится от Бориса всё дальше и дальше.
Музыкальная редакция астраханского театра насыщена диссонансами Мусоргского, которые, в отличие от причёсанной партитуры Римского-Корсакова, к примеру, куда более полно отражают драматургические конфликты. Валерий Воронин, руководивший музыкальной частью постановки, сумел удержать в руках неподъёмный для многих оркестров музыкальный материал.
Что до того как соотносились музыка и сценический текст, то тут всё максимально взаимопроникновенно. Световое оформление спектакля художника из Ростова Ирины Вторниковой вселило душу в античных идолов, наполнив их внутренним движением, рифмующимся со сквозной линией музыкальной драматургии.
Один из немногих диссонансов, возникающих в спектакле – это периодическое несоответствие режиссёрской концепции и манеры существования актёров в ткани спектакля. Повествовательность, присущая условной античности, которую показывает Балакин предполагает некоторую отстраненность в игре актёра, в то время как старательные артисты стремятся максимально пережить и отыграть любые полутона.
Астраханские открытия в смысле интересных режиссёрских трактовок признаны многими критиками и экспертами, к слову за два года театр номинирован на маску два раза – сначала с пуччиниевской «Баттерфляй», а в этом году с «Пиковой дамой». Маска вообще – заветная мечта региональных театров, воплотить которую удаётся не всем. Но театр Астрахани удивительным образом воплощает её второй год подряд.
Всё нормально, все эти непонятки я уже выяснил и сейчас абсолютно спокоен. Так что, если бы мог, уже спокойно удалил бы свои письменные кмменты-претензии еще вчера вечером. Но, если этого захотите Вы, можете это сделать. Спасибо Вам за понимание и поддержку. )))
Уважаемый Максим! Никакой дискриминации! Я смотрел только первый день премьеры. Фото предоставила пресс-служба театра.
Понятное дело, что артист натура нежная, но я правда ничего не могу написать о Вашем исполнении. Как Вы могли заметить, состав исполнителей — это 6 число. Кузнецов выпал видимо просто-напросто.
Что до того, как освоили Бориса Вы, то уверен, что об этом напишут, не переживайте.
И пожалуйста, берегите себя, не растрачивайтесь на пустяки.
Да уж, спасибо, Тамара, что Вы хоть часть вопроса сняли… Хотя дело не в том, что Вам надо было снять мою фотку,-фотка классная была и достаточно было её просто подписать. Но статью-то, к сожалению, писали не Вы… Эх, до чего же обезоруживающе-непрофессиональны и некорректны эти авторы… Как можно написать статью о БОРИСЕ ГОДУНОВЕ, перечислив всех героев и исполнителей, кроме самого Бориса?! Нет слов…
Кстати, хотелось бы спросить автора: а разве 7-го марта спектакль с моим участием в роли Бориса разве не считался премьерным?(фотка-то во время монолога Бориса, кстати, почему-то моя, а 6-го ведь пел Кузнецов). Что вообще за дискриминация?!
Очень интересно, а почему так старательно умалчивается непосредственно моё участие в премьере? Везде я вижу лишь свои фотки в Борисе, но, как правило, они во всех статьях лишь иллюстрируют упоминание о Ф.Кузнецове в роли Бориса. Меня же с С.Белоусовым везде выставляют лишь «гипотетическими» Борисами,-то мы лишь репетируем эту роль, то исполним её, но непонятно когда… А тут перечислили всех главных героев, кроме Бориса,-про него-то как бы случайно забыли. Это что, тоже типа случайность? Да нет,-похоже уже, простите, на заказную, кем-то тщательно продуманную закономерность. Я не жду комплиментов в свой адрес! Я хочу лишь хоть одной подробной и правдивой рецензии на оба премьерных спектакля! Да напишите вы какую угодно жестокую, но НЕПРЕДВЗЯТУЮ ПРАВДУ о каждом участнике этой премьеры! И при этом как можно подробнее, детальнее проанализировав каждый эпизод спектакля! Или это уже никому не под силу?
Тамара Москвичева, редактор театральной рубрики:
Добрый день, Максим! Размещенная в опубликованном тексте фотография с изображением Вас в роли Бориса действительно не корректна по отношению к содержанию статьи. Поэтому приносим свои искренние извинения. Данная фотография была удалена из текста. Что же до Вашего первого вопроса относительно дат премьеры и вопросов дальнейших, не менее важных, то здесь действительно логично будет ожидать комментариев самого автора статьи.
Спасибо Вам большое!