Больше, чем "мыло"

Многосерийные телешоу пользуются сейчас бешеной популярностью у людей от мала до велика: после работы мы расслабляемся за эпизодом любимого ситкома, а в выходные запоем глотаем целые сезоны триллеров и детективов. Сами представления о телевизионных шоу больше не связаны с бразильским "мылом" и "Санта Барбарой" - в эфире появляется всё больше качественных сериалов с добротным сюжетом и достойным уважения актёрским составом. Всё больше людей предпочитают провести вечер у монитора компьютера походу в кинотеатр. В чём суть этого феномена, стоит ли воспринимать телешоу как серьёзную конкуренцию игровому кино? Какие сериалы действительно достойны внимания и почему? [caption id="attachment_19968" align="aligncenter" width="580"]Борджиа Борджиа[/caption]

Даша Климова, редактор раздела "ОКОЛОкино":

Я думаю, сериалы из простого развлечения давно переросли в нечто большее. Даже режиссёры с именем не обходят вниманием это явление - взять хотя бы Нила Джордана и его "Борджиа" с великолепным Джереми Айронсом в главной роли. Впрочем, телевидение открывает и множество новых имён. Мне интересно всё, что делает американец Брайан Фуллер ("Мёртвые до востребования", "Мёртвые, как я", "Герои", "Чудопад"). В своих шоу Фуллер создаёт совершенно особый фантасмагорический мир. Не менее качественные сериалы один за другим выдаёт Райан Мёрфи, причём не сковывая себя рамками жанров: от школьной музыкальной комедии "Хор" (Glee, 2009), которую я считаю лучшей в своём жанре, до добротного триллера "Американская история ужасов" с замечательными Джессикой Лэнг и Захари Куинто. Шедевр за шедевром выдают Е4: "Отбросы" (Misfits), "Переростки" (The Inbrtweeners), "Компьютерщики" (The IT Crowd). Единственную проблему я вижу в том, что продюсеры не умеют вовремя остановиться - в погоне за рейтингами к 4-5 сезону практически любое шоу превращается в бред умалишённого. [caption id="attachment_19969" align="aligncenter" width="580"]Игры Престолов Игры Престолов[/caption]

Анна, журналист:

Не знаю, с чем связано это тотальное увлечение сериалами: то ли с переселением всех на просторы Интернета, то ли с тем, что людям просто нечем заняться в свое свободное время. Наверное, со всем сразу. Последнее, на что я убила несколько ночей, — это «Игры престолов». Как-то гуглила сериалы на британском английском, и нашелся он. Особенно зацепили строчки про «доброкачественную сочную обнаженку» в рецензии, которые, собственно, стали решающими. Я не поклонник фэнтези, но здесь сериал меня действительно зацепил: создатели очень ловко держат в напряжении от серии к серии. Конечно, как, наверное, и все вокруг, я исправно смотрю каждую новую серию «Теории большого взрыва» и «Как я встретил вашу маму». Но если первый пока еще не совсем испортился, то эта нудятина с Тэдом и его бесчисленными любовными увлечениями уже порядком надоела. Однако ничего не поделаешь, я включаю сериал уже из принципа: надо же увидеть, наконец, эту неуловимую мамашу. [caption id="attachment_19970" align="aligncenter" width="580"]Друзья Друзья[/caption]

Артём Зуев, журналист, студент:

Основа хорошего сериала - интересные герои. К ним привыкаешь, с нетерпением ждешь новых встреч и историй. Хороший сериал как встреча с друзьями. Именно поэтому американские "Друзья" популярны во всем мире: смешные ситуации, в которых оказываются персонажи сериала, могли бы произойти в реальной жизни, а удачный кастинг и прекрасные диалоги не позволят оторваться от экрана, пока не посмотришь все 10 сезонов.Однако конкурировать с кинематографом "Друзья" все-таки не могут по причине своей структуры. Серии практически не связаны друг с другом, каждый эпизод - отдельная маленькая история. На территорию кино наступают скорее сериалы от кабельных каналов, например, "HBO", делающего ставку на умные и, зачастую, мрачные и жестокие телепродукты. Сотрудничество с известными голливудскими актерами, режиссерами и продюсерами, упор на психологизм и развитие персонажей еще больше стирают грань между кино и телевидением. [caption id="attachment_19971" align="aligncenter" width="580"]Скучно до смерти Скучно до смерти[/caption]

Евгения Савкина, кинообозреватель:

Законы кинематографа, в большинстве своем регулируемые рынком, а не искусством, заставляют либо подчиниться, либо делать что-то на свой страх и риск, ставя под удар окупаемость картины. Такая ситуация приводит к тому, что фестивальные картины с трудом находят прокатчика, а независимый «Облачный атлас» проваливается в прокате. И тут на первый план выход жанр телесериала, пока еще не столь жестко регламентируемый и оставляющий нишу для свободного творчества. Пространство сериала играет в настоящее время с кинематографом на равных. По-настоящему хорошие сериалы, даже не обладая голливудскими бюджетами, имеют одну архиважную черту – свободу действия: Марк Гэтисс и Стивен Моффат позволяют себе абсолютно открытый для трактовки финал «Скандала в Белгравии», когда вы в последний раз видели такое в Голливуде? Нужно смотреть: «Час» (Рут Кэнли-Леттс, Джейн Фезерстоун, Эби Морган, 2011-2012, 2 сезона) – лучшие английские актеры в истории о чистом благородстве и грязной политике, поставленной с непревзойденным стилем. Сделан без оглядки на массового зрителя - в результате был закрыт из-за низких рейтингов, став культовым в узких кругах. «Пустая корона» (Пиппа Харрис, Сэм Мендес, Гарет Ним, 2012, 1 сезон) – лучшие актеры поколения Хиддлстон и Уишоу играют сценарий Уильяма Шекспира. Фанаты подписывают петиции для BBC на переиздание Шекспира с Хиддлстоном и Уишоу на обложке. «Скучно до смерти» (Брэд Карпентер, Мартин Джеро, Стефани Дэвис, 2009 -2011, 3 сезона) – Джейсон Шварцман и Зак Галифианакис в лучшем инди-сериале. Как и «Час» был закрыт из-за неадекватной аудитории. В планах полнометражный фильм. [caption id="attachment_19972" align="aligncenter" width="580"]Шерлок Шерлок[/caption]

Екатерина Неделько, главный редактор "ОКОЛО":

«Доктор Хаус», «Теория большого взрыва»… Куда ни глянь, наткнешься на любителей этих сериалов и подобных им. Действительно, за последние годы популярность этого явления возросла и, наверно, неспроста. Себя, к сожалению или к счастью, поклонником или хотя бы любителем сериалов назвать не могу. Быть может, банальная нехватка времени тому виной, или же не «зацепил» ни один из всего многообразия выбора. Хотя нет. Отметить можно работу на далеко не новый сюжет: Шерлок Холмс и доктор Ватсон оказались снова на пике популярности (хотя таковую вовсе не теряли, конечно).  Британский телесериал «Шерлок», авторы которого (Марк Гэтисс и Стивен Моффат) собаку съели на сериалах, произвел фурор и, на мой взгляд, небезосновательно. Легендарные герои в 21 веке, в теперешних условиях и с современными привычками и замашками – задача не из лёгких.  Однако, справиться с ней удалось. Получилась довольно занимательная история с более чем характерными персонажами. Кстати, от Дойля, наверно, только они и остались. Но это совсем не портит картину. Так что рекомендую. [caption id="attachment_19973" align="aligncenter" width="580"]Остаться в живых Остаться в живых[/caption]

Александр Иванов, журналист, студент:

Сериалы создаются в основном для того, чтобы люди, приходя вечером домой, могли расслабиться и посмотреть новую порцию приключений Кармелиты и дона Педро. Или ментов. Или на страдания несчастных влюбленных. Именно такими незамысловатыми историями наполнены многие российские сериалы, идущие каждый вечер по нашим центральным каналам. Однако все большие обороты набирает такая категория сериалов, как многосерийный фильм - полноценное художественное произведение, которое не будут бесконечно растягивать, а закончат в нужный момент. В качестве примера можно вспомнить культовый "Остаться в живых" ("Lost"), фанаты которого после завершения шести сезонов требовали еще, хотя и понимали, что ждать больше нечего - история закончена. Популярнейший и бьющий все рекорды "Доктор Хаус" можно отнести сюда же - восьмой сезон стал последним. Сериал "Герои" о людях со сверхвозможностями, "Сверхъестественное" об охотниках за нечистью, "Тайны Смолвилля" о молодом Супермене и т.д. имеют армии преданных поклонников, содержат в себе целостную историю и в определенные моменты по части драматургии и режиссуры вполне могут потягаться с коллегами из кинотеатров. Чего не скажешь о многочисленных мыльных операх и ситкомах - этим дальше телеэкрана не вылезти. Но говорить, что это плохо, нельзя, ведь сериалы так или иначе созданы для постоянного развлечения телезрителя, а уж вкусы у всех разные, благо выбирать есть из чего. [caption id="attachment_19974" align="aligncenter" width="580"]Школа Школа[/caption]

Тома Москвичёва, театровед, журналист:

Лично я не могу сказать за все сериалы, которые идут на TV- каналах в данный момент, т.к. отношусь к тем современным людям, которые категорически игнорируют телевизор и телевидение как явление. Но некоторые современные сериалы все же просматриваю хотя бы по диагонали, так, чисто для понимания конъюнктуры. Всё-таки сериал – это индикатор каких-то нынешних потребностей души. Его функции  - снова и снова погружать человека в ту атмосферу, которая ему необходима, показывать какие-то вещи, которые хочется видеть, именно поэтому сериал подразумевает периодичность (конечно, мы не берем те сериалы, которые остаются в истории искусства как, например, «Твин Пикс» Линча). Яркий пример: во времена Перестройки, когда в стране был настоящий ужас, страх перед неведением, крах идеалов и бедность, кто-то, отлично чувствующий те самые потребности, запустил сериал «Санта-Барбара» и «Богатые тоже плачут» - и все погрузились в иллюзии, в богатые дома, в любовные интриги богемы, райские побережья Мексики и Бразилии и, самое главное, в бесконечные истории Золушек -  как раз того, чего жаждет подсознательно каждый нуждающийся. Здесь не было никаких тонкостей, тем о вечном, нет ничего вообще, что заставляет анализировать увиденное, просто сиди себе и расслабляйся, такая жвачка для ума, чтобы не думать, отвлечься от реальной жизни. Это было актуально тогда, а что сейчас? Из просмотренных мной современных сериалов в этом направлении заставили на себя обратить внимание «Школа» и «Краткий курс счастливой жизни» Германики, «Дневники Вампира» и «Теория Большого взрыва».

Отзывы

Комментариев: 0

  1. Даша Климова

    Черное зеркало да, очень круто. А фантастика — мне кажется, «не в тренде», очень узкий круг людей её смотрит сейчас, но нет ничего круче Стар Трека.

  2. Станкевич

    Прекрасная подборка мнений! Интересно. Жаль, что не упомянули такие шедевры как Кости, CSI, Черное зеркало, Мост. Последние два — просто таки на грани гениальности. И никто не написал о фантастике. Неужели никто не смотрел Звездные врата или Звездный крейсер Галактика? ;)

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения