Вы здесь
Главная > Около > «Бэтман Аполло» как розовые очки современной действительности

«Бэтман Аполло» как розовые очки современной действительности

В ночь с 27 на 28 марта стартовали продажи «Бэтман Аполло». PR-щики Виктора Пелевина – люди, без сомнения, талантливейшие. Ведь 11-й по счету роман писателя вызвал ажиотаж у поклонников еще задолго до выхода самой книги. Эдуард Лимонов успел порядочно поглумиться над выпущенными в свет отрывками, Алексей Навальный с ужасом ожидал, что же на этот раз Виктор Пелевин напишет об акциях протеста и революционных повстанцах. А сам автор написал историю о вампирах… Казалось бы.

1TASS_4487563-pic4_zoom-1000x1000-59372

Действие романа разворачивается все в той же «Empire V» с перекочевавшим оттуда главным героем Рамой. Пелевин тщательно прорисовывает созданный им мир вампиров, закрашивая дыры, которые он ненароком оставлял в «Empire V». Рама теперь гораздо опытней, более осведомлен в вопросах вампирского бытия, а поэтому и рассказчиком становится более фундаментальным. В новой книге ему предстоит из рядового вампира превратиться в бессмертного. Его покровительница Великая Мышь (ранее его возлюбленная Гера, от который сейчас осталась только голова) отправляет его в опасное путешествие.

По сути своей, Пелевин меняет иерархию живых существ на Земле. Люди — не основа мироздания, а лишь халдеи вампиров. Но за тонкой иронией проглядываются те идеи, которые превращают фантастический роман в книгу полную реализма: «Обычный вампир живет не для того, чтобы висеть в хамлете, он живет для того, чтобы сосать баблос».

Стеб как двигатель сюжета закрывает от читателя недумающего истинные слова, которые Пелевин сознательно прячет под определенным шифром – его-то и  стоит разгадать, чтобы проникнуть в саму суть книги. Тут, по большей части, и разгадывать ничего не приходится – просто слегка поменять угол зрения. Впрочем, за мистификациями властвующих и покоряющихся, Пелевин открыто посвящает повествование протестам: бунту Pussy Riot, балаклавингам, путингам, борьбе с коррупцией и прочим нарывам современной революции. Кончаются, как прописано в «Бэтман Аполло», демонстративные революции «естественным образом – как только протест выходит из моды».

Мысль эта далеко не нова, но Виктор Пелевин доводит ее до парадокса: даже сам достопочтенный граф Дракула – не кто иной, как диссидент.

A сам Бэтман Аполло — правитель вампиров, с головой римского императора и телом змеи. Его цель — изобретение новых эффективных технологий по добыче из людей агрегата «М5» (тот самый «баблос»). Вампиров Пелевина не интересует человеческая кровь, их интересуют людские страдания – вот она подпитка называемых нами «кровососов». Но, как и в нашем реальном мире, всегда находятся идеалисты, готовые остановить эксплуатацию людей. Очаровательная эрудированная Софи, сопровождающая нашего героя Раму в его приключениях (впрочем, скорее сама их и создающая) – партизан движения «Leaking Hearts». Эти революционно настроенные ребята мечтают сделать ум таким, «каким он был до того, как превратиться в фабрику боли».

Что оказывается на деле, вы можете сами узнать из новой книги Виктора Пелевина, но небольшая подсказка: не все так просто, как кажется. Даже самые ярые революционеры могут оказаться «оборотнями в погонах».

Пелевин – мастер метафор, его книги – сплошь маленькие иллюзии, завернутые в единую метафоричную оболочку. «Любая реальность в завуалированной форме кажется лучше», — думает Рама. Если на тебя одели «розовые очки», стоит действительно опасаться. Так и писатель покрывает свои произведения сладкой фантастической оболочкой.

После книг Виктора Пелевина может остаться своеобразное послевкусие: автор будто издевается не только над окружающей действительностью, но и над своим читателем. Очень даже вероятно. Кто из нас не является частью этой большой осмеянной Пелевиным действительности? Зато, пожалуй, практически все пытаются или пытались из нее вырваться, как и герои «Бэтман Аполло», как и сам писатель. Вырваться из мира, четко разделенного на критерии добра и зла, хороших и плохих существ, богатых и бедных, властных и порабощенных. Впрочем, вырваться не получается.

Автор: Ольга КОНДРАХИНА

comments powered by HyperComments