Линкольн: «Я полагаю, что мне пора, хотя лучше бы остаться»

Серьезное кино шокирует зрителей. Оно заставляет писать отрицательные или нейтральные отзывы и восхищаться фильмами подобными «Джанго Освобожденному» - примитивными, но визуально впечатляющими. Тем не менее, эта общественная тенденция не останавливает режиссера Спилберга от того, чтобы год за годом снимать фильмы высшего художественно-кинематографического класса, которые зачастую не получают всех причитающихся им наград.Работа над «Линкольном» (2012) была начата еще до «Мюнхена» (2005). И если «Мюнхен» из 5-ти номинаций Киноакадемии не реализовал ни одну, то у «Линкольна» с 12-тью шансы получить высшую награду даже чисто статистически выше.

lincoln

Отличительной чертой фильмов Спилберга является отсутствие желания заигрывать со зрителем и потакать ему. Чтобы понять картину «Линкольн» (как, впрочем, и «Мюнхен», и «Боевой конь»), её недостаточно просто посмотреть. С одной стороны, дело в том, что зритель должен хотя бы немного разбираться в мировой истории - но не только. Как сказал Шерлок Холмс в версии, снятой Марком Гэтиссом и Стивеном Моффатом: «Вы смотрите, но не видите».Потрясающая постановка и превосходные диалоги порой заставляют поверить, что вы находитесь не в кинотеатре, а в Национальном театре на постановке уровня «Император и Галилеянин» (Джонатан Кент, 2011). При бюджете в 65 млн. позволить себе реализовать сценарий, скроенный по театральным лекалам, может редкий режиссер, который готов возложить на себя ответственность за ценностное содержание произведения, что по нынешним временам происходит не часто.Масштабность и жестокость (которая не снилась даже Тарантино) сцен гражданской войны подчеркнута доминированием камерных сцен, за которые отдельное спасибо хочется сказать художнику-постановщику и художнику по свету: благодаря им постановка «Линкольна» сравнима с блестящей «Анной Карениной» (Джо Райт, 2012), которая тоже претендует в этом году на Оскар. Обратите внимание на потрясающее выставленное освещение на протяжении всего фильма. Для большинства постановщиков легче пустить себе пулю, чем добиться подобного эффекта.После кинематографически провального, но обласканного зрителем «Джанго» работа Спилберга будет воспринята скептически – ведь здесь ни одного раба не разрывают на части и даже не унижают. Такая филигранность заставляет вспомнить фильм «Заговор» (Фрэнк Пирсон, 2001), в котором подобным же контекстуальным образом показаны ужасы фашизма.Повторяя рецепт кастинга «Боевого коня» (2011), Спилберг снова набирает талантливых, но не широко известных актеров. Год назад это были Хиддлстон, Камбербэтч и Джереми Ирвин. Теперь – Ли Пейс, Джеймс Спейдер и Майкл Стальберг. Каждый из названных может похвастаться первоклассными ролями – «Запределье» (Тарсем Синх, 2010), «Секретарша» (Стивен Шейнберг, 2001), «Серьезный человек» (Итан и Джоэл Коэны, 2009) соответственно. Стоит ли упоминать таких «супергигантов», как Дэниэл Дэй-Льюис и Томми Ли Джонс? Их репутация говорит сама за себя.В своей ставшей хитом книге Сэт Грэм-Смит утверждает на свой фантастический лад, что Авраам Ликольн будет жить вечно. Сценаристы «Линкольна» с ним полностью согласны. Серьезное кино о великом человеке всегда находится вне времени и географических координат. Как настоящий олимпийский чемпион, Стивен Спилберг с каждым новым фильмом поднимает планку все выше и выше, устами Авраама Линкольна говоря зрителю: «Узрите то, что происходит здесь и сейчас».

Текст: Евгения Савкина

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения