Борис Драгилёв: «То, что осталось детям от сказки – обглодыш»

То, что мы уже взрослые – сущая ерунда, по сравнению с тем, что теперь взрослые – это мы.

(Автор неизвестен) K6IHm2e6AUY

8 февраля в арт-клубе «Книги и кофе» Борис Драгилёв играл моноспектакль «Сказки про глупых взрослых».

Мир взрослых – штука сложная, серьезная, но часто полная глупостей. Когда ты ребенок, всё гораздо проще. И даже, если вокруг происходит что-то неправильное, этому всегда можно найти объяснение. Может быть, чуточку забавное, но весьма убедительное! Как говорит дядя Ботя (такой сценический псевдоним у Бориса): «Дети знают все вопросы, на все ответы».Сказки и стихотворения в исполнении Бориса Драгилёва об этом. Хотя и не только. Сложно дать описание этим маленьким шедеврам. Борис читал в этот день сказки Камелии Санрин, писателя и блоггера, и свои стихотворения, также рассказывал теплые истории из детства и вовлекал смеющихся зрителей в игру. В игру, где они - маленькие дети, где они же – глупые взрослые.- Почему вы выбрали произведения Камелии Санрин для прочтения?- У Камелии Санрин очень хороший ироничный взгляд на вещи. Но, когда я рассказывал ее сказки, не хватало моего личного взгляда на взрослые ситуации. У меня было 2-3 стихотворения, которые я сочинил лет пятнадцать назад, и по аналогии я дописал стихотворения в стиле Остера, без рифмы. Нужно было пропустить через все эти истории взгляд ребенка. Моего внутреннего ребенка, всеобщего внутреннего ребенка. Потом мне не хватало общения со зрителями нынешнего времени. Поэтому возникла третья часть спектакля (storytelling) - какие-то эпизоды, впечатления из моей жизни, которые рассказывают о ней.А еще, раньше мои выступления представляли собой стихотворения, сказки вперемежку и  без перерыва. Но для современного зрителя этот формат не подходит. Был такой случай, когда девушка сидела прямо на первом ряду с айфоном и чатилась, посматривая на меня. Такое часто встречается. Я подошел к ней и стал задавать вопросы в рамках спектакля. И ей ничего не оставалось делать, как убрать телефон и отвечать мне. Поэтому теперь я всегда стараюсь обращаться к зрителям, как к героям своих сказок. Я думаю, у той девушки было искреннее желание смотреть спектакль, но она не знала, что так смотреть нельзя. - А легко ли вспоминать истории из детства?- Сложно остановиться. Поначалу мой спектакль шел два с половиной часа. Мои друзья режиссеры сказали мне, что это очень много. Зато теперь мое выступление скомпонованное, цельное произведение, а раньше в нем выражалось только желание выговориться. Старый концерт я разделил на два спектакля, так что у меня есть еще один – «Сны смешных человеков». Там я читаю только свои сказки.- Значит, Вы и сказки пишете?- После старых концертов, где были только сказки Камелии Санрин, я начал писать собственные. Так проще всего выразиться. В них я пересказываю известные сложные произведения, например, «Преступление и наказание», простыми словами.- А почему Вам вообще пришло в голову выступать одному? Вы же до сих пор играете в «Театре на Фонтанке», значит, есть, где самореализоваться…- У меня нет главных ролей в этом театре. Когда-то была главная роль сказочника (смеется) в «Снежной королеве» в Театре Дождей. Опыт остался. Мне очень нравилось это ощущение главной роли, когда ты ведешь, то есть на твоей энергии держится вся композиция.- А Вам никогда не хотелось выступать еще с кем-то?- Я так и сделал, мы в «Снах смешных человеков» играем втроем. Я хочу сказку сделать не детским жанром, а взрослым. Изначально сказки не были детскими, их просто адаптировали для малышей, убрав всю остроту. Сказка всегда ставит какие-то актуальные проблемы, а то, что осталось детям – это уже какой-то обглодыш.Я хочу, чтобы я был не один, чтобы это было какое-то движение. И если кто-то, прочитав  интервью, захочет присоединиться, я человека научу, и пусть он тоже  сочиняет и рассказывает. А года через два-три, в идеале, хочу сделать фестиваль сказочников, чтобы люди просто выходили и рассказывали истории. Раз в год я делаю «Эру сказок»: беру все сказки, которые у меня есть и раздаю. Отбор такой: если актер сам хочет - пожалуйста. Потому что нужно, чтобы он через эту сказку хотел высказаться, рассказать личную историю. А если выучить текст, просто как актер, получается интересная история, но она не трогает, как ты не крути.- Отдавая залу столько эмоций на протяжении всего концерта, не бывает внутреннего опустошения?- Ну, ты видела аплодисменты, они же были бурные… Пол спектакля я заряжаю зрителей, в итоге получаю эмоции обратно. А еще, я зрителя делаю партнером, обращаясь к нему прямо из сказки. Я такого не видел нигде.- Ведь юмористы часто используют это в жанре стэндап. - В театре такого еще, вроде, не было. Я этот жанр привнес в театр. Когда участвовал в фестивале стэндапа в Эрарте, я рассказывал, как раз таки, «Преступление и Наказание». Я совершенно не учил текст – импровизировал. И в зале выбирал себе героев: Сонечку Мармеладову, ее слишком умного мальчика, дяденьку полицейского и так далее. Но мне сказали, что я актер, потому это не стэндап.А когда был фестиваль небольших театральных произведений «Короче», я тоже не стал лауреатом, потому что мне сказали, что у меня не спектакль, а стэндап. Я часто сталкиваюсь с тем, что я - неформат.И в «Книгах и Кофе», если ты посмотришь, иду в разделе «Неформат».Спектакль Бориса прошел в рамках фестиваля «Монокль». Два года назад он не успел подать заявку на этот фестиваль, а вот теперь дорвался. Посмотреть моноспектакль в «Книги и кофе» приходил Леонид Мозговой – член жюри фестиваля. Вспоминая свою юность, Борис Драгилёв оценил ту атмосферу, которая создавалась во время моноспектаклей в «Приюте комедианта». Тогда там выступал и Леонид Мозговойсо спектаклем «Сон смешного человека», отголосок которого мы услышим в названии спектакля Драгилёва и компании. Той атмосферы очень не хватает, и дядя Ботя воссоздает ее на своих выступлениях, как он сам утверждает.«Сказки про глупых взрослых» вызывают разные эмоции. И что бы там ни говорили, заставляют задуматься и отнестись к жизни проще. Ведь у сказок этих язык только детский. А смысл очень даже взрослый. Тут вам и девочка, которая хотела много денег, и мальчик, который нашел смысл жизни… и девочка, которая была перфекционисткой, и мальчик, у которого крышку черепа родители открыли да разных знаний засунули.Борис Драгилёв получает, конечно, не только хорошие отзывы. Вот, например, была девушка, сказавшая, что смеялась больше не над спектаклем, а над актером, который похож на шизофреника. Минут 20 посидела и ушла.

Фразы актера «Вы что, уже слишком взрослые?», «Что, ни у кого детства не было?» во время спектакля сильно бодрят. Даже ощущая себя еще ребенком, начинаешь понимать, что многое забыл, что внутри все понемногу сковывается, и былая наивность куда-то постепенно пропадает.

С 004

Но на сцене появляется внешне взрослый дядя Ботя в ярко-красной рубашке и зеленом шарфе, с львиной копной на голове и в подстреленных джинсах, легкий в своей непосредственности. И тогда взрослые мамы и папы заливисто смеются, вспоминают детский лагерь и игры во дворе после школы.Хотя были моменты, когда становилось наоборот грустно. Ведь дядя Ботя говорит правду. Как любой ребенок. На душе становится тоскливо от слов: «И вот твой подвыпивший отец рассказывает всем, как он гордится тобой, говорит: «Молодец, сын!». И хлопает тебя по плечу. И дышит красным лицом. А ты понимаешь гораздо больше, чем они все догадываются. Ты понимаешь, что на стене 19 синих и 18 белых полосок». Эта тоскливая минутка быстро сменяется новой волной улыбок, но эти и другие искренние слова остаются в сердце.

Автор: Анна Балахонцева

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения