Билли Бадд, форс-марсовый матрос

“And the good has never been perfect… always some defect”

Этот год богат на юбилеи. Осенью филармония уже воздала должное Джону Кейджу, теперь же пришло время Бенджамина Бриттена: сразу два главных оперных театра Петербурга поставили оперы этого замечательного композитора, которого в иных обстоятельствах услышишь у нас нечасто. Мариинский театр выбрал «Поворот винта», Михайловский театр же отдал предпочтение «Билли Бадду».

billy-budd-5

Сюжет оперы – это воспоминания капитана «Неустрашимого» о событиях, произошедших на корабле в 1797 году. Англичане плывут сражаться с безбожными французами, только что покончившими с собственным королем. На корабле царит железная дисциплина, малейшее упоминание слов "права человека" грозит большими неприятностями. По дороге моряки вербуют всех, кто попадается под руку, вне зависимости от их желания. Одним из таких рекрутов оказывается Билли Бадд – человек, чья искренняя жизнерадостность составляет резкий контраст окружающей обстановке. Все окружающие относятся к нему с неподдельной любовью: все, за исключением Клэггерта, который немедленно проникается ненавистью к новому матросу и направляет все силы своего карательного ведомства на то, чтобы ему навредить. После нескольких неудачных попыток Клэггерт решается обратиться к капитану с наветом на Билли: он обвиняет того в измене. Билли пытается ответить, заикание мешает ему сказать хоть слово, в отчаянии он толкает Клэггерта и тот умирает. Капитан Вир, единственный свидетель события, оказывается в мучительном положении: следуя букве закона, он вынужден казнить матроса. Билли умирает, Вир до конца своей жизни не может забыть.billy-budd-4Эта история потрясающе многогранна. Первый и, наверное, самый очевидный смысловой пласт этой оперы – социальный. Действие происходит в 1797 году, в воздухе витают идеи французской революции, трюмы полнятся слухами о кораблях-республиках, а при этом положение матросов на «Неустрашимом» иначе как рабским и не назовешь. Пожалуй, самый врезающийся в память музыкальный фрагмент оперы – это хор «Тянем», своего рода английская «Дубинушка», песня тоски и смирения. Матросы страдают от несправедливых наказаний, но при этом порядок, существующий на корабле, признается ими законным. Это Клэггерт – плохой, это Клэггерт – зверь, а капитан Вир – отважный и благородный, он приведет нас к победе над этими подонками – французами. Надо признать, что Вир во многом соответствует этому мнению – он умен и честен, но как же без дисциплины поведешь на бой такую ораву? На этом фоне Билли Бадд выглядит прежде всего человеком с потрясающей внутренней свободой. Он не то чтобы против лжи и обмана – для него они просто не существуют, он говорит всегда искренне и считает других подобными себе. Когда он появляется на палубе, там словно воздуха становится больше. Полиция подозревает в нем бунтаря – но нет, какой бунт, есть порядок, установленный Богом (королем, законом…), и он хорош, а еще есть мачта, друзья и свежий ветер – а что еще нужно человеку.Другая сторона этой оперы – это явные аллюзии с евангельским сюжетом. "Тридцать серебренников", которые Клэггерт передает матросу-предателю, Билли – Христос, убивший зло и вынужденный за это принять страдания, капитан Вир – Пилат, предающий его казни вопреки собственному желанию, но в соответствии с человеческими законами. В опере есть и ария – явное «моление о чаше». В таком контексте сюжет звучит совсем иначе – это вечная история о Добре, пришедшем в наш мир. С известным результатом – тоже вполне себе вечным. При всей реалистичности персонажей, изображенных Бриттеном, они являются еще и символическими фигурами. Билли Бадд – свет, добро; Клэггерт – зло: черный наряд, лениво-глубокий бас Йоханнеса фон Дуйсберга, низкие духовые и ударные, используемые композитором. Герой и сам не вполне понимает, почему ему необходимо уничтожить Билли Бада, а все просто: он разрушает картину мира, созданную полицейским. Существование Билли заставляет Клэггерта признать, что карательная система, действующая на корабле, не единственная возможная. Клэггерт  - центр и суть этой системы, не готов это признать. Зло в представлении Бриттена тесно соединяется с понятием закона вообще, закона несправедливого и несовершенного изначально.Третий слой этого произведения – слой психологический, история нравственного выбора капитана Вира. В какой-то момент «Звездный Вир» становится едва ли не главным персонажем произведения, единственным героем оперы, который может как-либо повлиять на события. Вир выбирает закон и порядок, и это решение отдается в первую очередь по нему самому.billy-budd-1Описанная мной история создается в первую очередь потрясающей музыкой Бриттена. Ей свойственна невероятная естественность: кажется, что иначе озвучить этот текст было бы просто невозможно. Сочетанием декламационности, подражания человеческой речи и бытовых запоминающихся мелодий она напоминает Мусорского. Те же ассоциации вызывает и способность Бриттена создавать с помощью музыки объемное пространство, когда что-то приближается, что-то доносится издалека. Эта опера декламационна (что типично для опер ХХ века), но при этом удивительно музыкальна – сквозь речитативы Бриттена сквозят мотивы английских песен, отдельные реплики персонажей норовят сложиться в благозвучный аккорд. 3 часа музыки очень четко связаны между собой, опера пронизана разного рода арками: пролог – эпилог, реплики о потерянности в море (потерянности физической и духовной), арки музыкальные: тема хора матросов «Тянем», интонации которой всплывают в партиях самых разных персонажей, сквозные темы, тембровая драматургия: флейты явно характеризуют Билли, фаготы и барабаны – Клэггерта. При всем том, что это явно опера века ХХ, она очень понятна и легка для восприятия, не в последнюю очередь благодаря любви композитора к народной английской музыке.billy-budd-2Сценическое оформление оперы Михайловский театр заимствовал у венской постановки 2001 года. Воплощать её в жизнь в Петербург приехал автор – режиссер Вилли Деккер. Постановка довольно проста и очевидна: светлые доски палубы корабля, черный мундир Клэггерта, белый наряд Билли. Никаких особенных открытий – но и ничего, что мешало бы восприятию музыки. А слушать есть что – в этой опере все певцы хороши как на подбор. Особенно запоминается Йоханнес фон Дуйсберг, исполнитель партии Клэггерта. Его лениво-глубокий бас и неторопливые движения как нельзя больше соответствуют этой роли, а неотвратимое «I accuse you» преследует и после окончания оперы.Как видно, рассказ о спектакле оказался рассказом о самой опере. И это соответствует реальному положению дел, ибо ценность этой постановки заключается не в каких-либо удивительных сценических решениях или неожиданных трактовках, а в том, что петербургскому зрителю аккуратно и качественно было показано неизвестное до этого произведение британского композитора. И эта задача удалась театру целиком и полностью.

Текст: Ася Спиридонова

Фото из архива Михайловского театра

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения