23 января 2013 года в пространстве У2 на новой уютной театрально-концертной площадке во втором уровне небезызвестного дома № 9 по улице Белинского состоялось мероприятие в рамках проекта «КИНОЛОФТ.txt», а именно - публичная арт-читка сценария «ЛЁНЬКА ПАНТЕЛЕЕВ. КИНО».
Это был виртуозно подготовленный «экспромт» от банды создателей спектакля «Лёнька Пантелеев. Мюзикл», что немудрено, так как почти все участники читки – артисты спектакля: Илья Дель, Дарья Румянцева, з.а. России Сергей Бызгу, Иван Батарев, Сергей Азеев, Никита Остриков, Елизавета Прилепская, Анна Кочеткова, Кирилл Таскин.
Подробно разобранные роли, наличие конкретного видеоряда и живого оригинального музыкального сопровождения сделали свое дело - была найдена оптимальная форма для представления эскиза будущего полнометражного кинофильма. На обсуждении зрители пришли к выводу, что происходящее, однако, оставило некоторое пространство для воображения, то есть жанр «арт-читки» одобрен театральным сообществом и будет приниматься с интересом впредь.
«Ленька Пантелеев. Мюзикл» – большой театральный авторитет Петербурга. Грандиозный проект режиссеров Н. Дрейдена и М. Диденко, композитора И. Кушнира, драматурга К. Федорова, поставленный ими на сцене ТЮЗа им. Брянцева, редкий пример единодушия критики - спектакль не взял только те премии, которые ещё не выдавали. Впереди без сомнения и «Золотые Маски», и многое другое.
В финале прошлого театрального сезона белый пароход Леньки Пантелеева наконец-то протаранил множество мифов: о невозможности успеха мюзикла на петербургском театре, о сложностях сотворчества двух амбициозных режиссеров, о заведомой неудаче постановки, основанной на биографии исторического лица, о неподготовленности современных драматических артистов к участию в музыкальном спектакле…
В общем, своим появлением «Ленька» отменил те предубеждения, которыми у участников современного театрального процесса принято оправдываться во всех случаях жизни. А теперь может статься, что Ленька шагнет на большой экран. «Была бы страсть, а план придет вдогонку… », впрочем, мечта о фильме обретает конкретные черты, помимо сценария и команды у будущей картины уже есть продюсеры.
А почему нет? К экранизации мюзикла располагает всё, начиная с сюжета. Биография исторического лица - петроградского налетчика Леонида Пантелкина схожа с сюжетом «Оперы нищих» Джона Гея, ну или с «Трехгрошевой оперой» Бертольда Брехта (кому что ближе). Этот факт не оставил шанса автору текста – Константину Федорову, ему и его режиссерам приходится вступать в прекрасную взаимосвязь с целой театральной традицией (и эта игра с Брехтом – только самая очевидная, только одна из многих «цитат» или «приветов» истории мирового театра от команды «Леньки Пантелеева»). Судя по всему, этот прием калькируется в киноверсию – в сценарии в карикатурном виде появится Эйзенштейн, с юмором цитируются фильмы времен НЭПа, и вообще стилистика предполагается «киношная».
Читка сама по себе, как жанр, давно не дает покоя театроведам и организаторам разнообразных фестивалей, а презентация киносценария в жанре театральной читки - мероприятие особое. Это был первый опыт «КИНОЛОФТ.txt», в будущем планируются и другие читки профессиональных сценариев, более того, в ближайшее время название проекта может обрести приставку «на Ленфильме».