Вы здесь
Главная > Театр > Сон Кристофера Робина

Сон Кристофера Робина

В «Учебном театре на Моховой» прошла премьера. «Вини-Пух» по А. Милну в пересказе Б. Заходера. Полуторачасовой спектакль с одним антрактом для детишек от шести лет (режиссер С. Парфенов).

Хотя спектакль традиционно называется «Вини-Пух и все-все-все», этот маленький плюшевый мишка, набитый опилками, (С. Парфенов) здесь вовсе не центральный персонаж. Он просто одна из игрушек, не более и не менее интересная, чем все остальные: Пятачок (А. Никоноров), Ослик Иа (М. Гагарский), Сова (Е. Щербатюк) и Кролик (Р. Кабирзянов). Причина такого прочтения, возможно, кроется в специфике учебного театра. Спектакль делается не на труппу, а на курс (в данном случае курс И. Богданова), соответственно каждый из студентов должен иметь возможность продемонстрировать свои умения в полной степени. Поэтому учебные спектакли часто бывают избыточно музыкальными, танцевальными и так далее – в зависимости от задач, которые преследует постановка в рамках учебного процесса. Курс Богданова, по-видимому, не из «поющих»: в спектакле достаточно музыки, но актеры, в основном, произносят свои партии речитативом. Зато здесь много цирковых элементов: звери показывают фокусы, жонглируют, перекидываются цирковыми палками и пр.

Первое действие – рассказ о том, как герои отправились в экспедицию на Северный полис. В этой истории нет какого-то мессиджа, конфликта или, как часто бывает в спектаклях для детей, желания чему-то научить. Она скорее носит репрезентативный характер: вот персонажи, они решили что-то сделать и сделали. Такой принцип построения сценического действия, пожалуй, больше подходит для детей помладше, возрастной категории 1,5 – 3 года. И хотя во втором акте драматургия усложняется (здесь герои строят домик для ослика Иа, ловят слонопотама и ходят в гости друг к другу), спектакль в целом все равно остается именно репрезентативным. Он не рассказывает какую-то историю, а показывает нам жизнь чудных существ в чудном месте. Зритель не может отождествить себя с кем-либо из героев, не может и рассмотреть представленную ситуацию, как какую-то метафору – ни взрослому, ни малышу для этого не достает мотивировок. Но в созерцании этого странного мира есть свое особенное удовольствие. Тем более, что художник Е. Терентьева (студентка курса В. Ховралевой) создала его очень красивым. На сцене огромное плюшевое дерево (оно же кровать), в разноцветную полоску постельных тонов. По полу разбросаны лоскутки ткани всех цветов радуги – осенний лес, усыпанный листьями. В правом дальнем углу сцены – большой сундук, там живут игрушки Кристофера Робина. Сам Криситофер (К. Гребенюк) появляется перед нами в первой же сцене. Он выбегает из-за кулис в полосатой пижаме и обращается прямо в зрительный зал. Зрители в этом спектакле не отгорожены от актеров невидимой четвертой стеной, персонажи не живут своей обособленной сценической жизнью, они общаются с теми, кто на них смотрит, спрашивают совета, предлагают дотронуться до хобота слонопотама или отведать меда из горшочка. И вот Кристофер рассказывает маленьким слушателям про своих плюшевых друзей, представляя их поочередно. Он берет игрушки, спрятанные за цветочными горшками (которые расставлены по краям сцены) и показывает их залу. Потом складывает в большой сундук и отправляется спать. Ночью игрушки, конечно, оживают, и из сундука вылезают уже говорящие, двигающиеся, да и, надо сказать, заметно подросшие Винни, Пятачок, Иа, Кролик и Сова.

К сожалению, не приходится говорить о какой-то особенной обаятельности этих легендарных героев. Кристофер – положительный,  хороший мальчик, Пух – глупый, прожорливый медвежонок, Пятачок – трусишка, Сова все упорядочивает и, конечно, единственная в лесу, умеет читать, Ослик обидчив и истеричен, ну а Кролик картавит и любит умничать. В прочтении роли чувствуется ученическое эпигонство, что вполне законно для студенческого спектакля. А вот костюмы персонажей и их игрушечные прототипы действительно оригинальны. Приглушенные тона, уютная «клетка» на воротничках, оригинально придуманные нюансы (например, дополнительные огромные очки, которые сова одевает поверх своих обычных во время чтения) – все выдержано в единой тональности, в одном настроении, в настроении детской спальни.

Так и спектакль в целом – милый детский сон. Он не претендует на откровение или событие, но гарантирует приятное совместно проведенное с ребенком время.

Текст: Ольга Каммари

Фото предоставлено Учебным театром на Моховой

comments powered by HyperComments