ГлуповЪ. Сказка – ложь, да в ней намек

глИдеей, отправной точкой автору и режиссеру-постановщику спектакля «Глуповъ», премьера которого состоялась 22 декабря в театре «Суббота», Петру Смирнову послужили повести Салтыкова-Щедрина «История одного города», «О том, как мужик двух генералов прокормил». Сюжетная канва все та же, но совсем на новый лад, с опорой на нашу современную действительность.Место действия пьесы - мирный необитаемый остров, где счастливо живет мужик Иван (Андрей Гульнев) с женой Аленкой(Кристина Якунина) и детьми. И вот туда-то, уничтожая светлую идиллию, и вторгаются господа-помещики. Разрушая картину простого семейного счастья, они заставляют «солдата» и «обывателя» прислуживать себе, кормить и развлекать себя, взамен награждая его лишь побоями и оскорблениями. Каждый из них желает власти, каждый стремится стать градоначальником, «хозяев» много, а «раб» у них всего один.Режиссер намеренно делает положение мужика до утрирования жалким, ведь палок много, а шея-то единственная.2Герои пьесы одеты в белое, на лицах господ  гротескный неестественно белый  грим, что превращает их в уродливые бездушные маски. Вид комичный, но порою даже жуткий! В сцене, где «великие основатели острога» плетьми стегают мужика, начинают мурашки бегать по коже от  вида живых мертвецов, холодных и бесчувственных, от ударов хлыстов,  словно и вправду оставляющих кровавые рубцы на коже крестьянина.В наиболее комических моментах спектакля действия актеров сопровождает, усиливает и дополняет музыка, меняющаяся в зависимости от действий героев. Во время танцев это известная русская песня «Валенки»,  однако, когда господа  принимают свои нелепые, глупые законы, она становится медленной и торжественной, усиливая контраст между реальными бессмысленными занятиями господ и их мнением о чрезвычайной важности собственного времяпрепровождения.Жанр  спектакля – историческая шутка, однако в кульминации пьесы зрителям становится не до смеха. Изнасилование Петром Петровичем(Владимир Шагин) Аленки служит завязкой конфликта между крепостным и помещиками. Иван бунтует и гнев, словно удесятеряет силы мужика, в одиночку сопротивляющегося обидчикам любимой супруги. Но перевес оказывается на стороне противника. Иван падает. Аленка бросается на колени перед мужем: «Ваааня, Ваа-а-аня», - безнадежно взывает она к любимому.Наполняет душу леденящим  ужасом крик молодой женщины, здесь уже нет места для игры, кажется, что в жизнь актрисы действительно вошла смерть, что Иван по-настоящему убит и не выйдет после спектакля  на поклон. Тем большее отвращение вызывают господа. Безжалостно взирающие на дело рук своих, они решают покинуть остров и увезти жену от тела любимого мужа, чтобы сделать ее игрушкой порочной страсти Петра Петровича.Однако финал пьесы совершенно неожиданно приносит с собой надежду. Ничто не способно сломить этот могучий крестьянский дух, мужик жив, с ним его дети и, возможно, теперь они, наконец, заживут свободной мирной жизнью… конечно, если в город не понаедут другие градоначальники!

Автор: Олеся Мостепанюк

Фото из архива Санкт-Петербургского государственного театра СУББОТА

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения