Вы здесь
Главная > Редакторская колонка > Осенняя «МАЁВКА»

Осенняя «МАЁВКА»

В рамках года Германии в России петербургский фестиваль русско-немецкой культуры «MaYOwka» открыл свои двери 25 октября в арт-центре «Пушкинская-10».

Что же  представляет собой фестиваль? Связь российской и немецкой культур, обмен культурным опытом – вот главная цель организаторов. «MaYOwka» стала продолжением одноименного гамбургского проекта, который был придуман для русскоязычных жителей города ещё в начале XXI века.  А проходил он обычно в мае, отсюда и название «маёвка».

 

«Я В КВАДРАТЕ | ICH2»

С 1992 года выставки Юрия Соловья проходят по всему миру. Чаще всего их можно увидеть, конечно, в Германии, ведь сам он живет в Гамбурге. И спустя долгие 15 лет художник возвращается на родину, чтобы представить одну из самых сокровенных серий своих работ. Правда, рассказывать подробно о ней он не стал, заявив, что «рисует лучше, чем говорит».

Но порой друзья могут раскрыть человека лучше, чем он сам. Поэтому Юрий Соловей решил предоставить слово лучшему другу Андрею Томшину. Накануне открытия выставки Андрей написал статью, в которой определил Юрия как человека творческого. «Хочется сказать банальное: не доиграл в театре — доигрывает на полотне», — начинает Андрей Томшин. «Я В КВАДРАТЕ | ICH2» — это лишь одна глава из художественного романа».

Действительно, публика знает Юрия не только как художника, но и как драматического актера. Поэтому его работы получаются такими объемными и живыми. Актерские привычки отпечатываются на каждом холсте, благодаря чему смело можно утверждать, что сочетают в себе и реальную жизнь,  и театр, и художественное мастерство.

 

ПУСТЫНЯ ЗА ПОЛЯРНЫМ КРУГОМ

Около 400 километров до ближайшего города. Суровый полярный климат с постоянным ветрам, засыпающим песком дома по самые крыши. Холодная зима, очень короткое лето, и ночь, которая тянется месяцами – это Шойна, маленький поселок на берегу Белого моря.

«Раньше, когда был рыбацким, поселок процветал, а сейчас потихоньку вымирает. Люди ежедневно борются за жизнь в нем, а это очень сложно», — говорят бывшие жители Шойны, которые 25 октября пришли на фотовыставку Дмитрия Лельчука «Шойна. Люди песка». Они активно отвечали на вопросы, рассказывали о повседневных работах и заботах шойнцев: «Не поработаешь лопатой сегодня, завтра не сможешь выйти из дома».

В этот же день был показан документальный фильм «Песочные люди Шойны». Во время просмотра приехавшие из заполярья люди и плакали, и смеялись, и даже соседей узнавали. Эмоции били через край.

Жители Шойны

Дмитрий Лельчук, автор фотографий, к фильму также имеет прямое отношение: всё, что касается звука и света – его работа. Сам он трижды был в Шойне, жил каждый раз не меньше месяца, так что, как говорят, на собственной шкуре испытал все тяготы и лишения.

Его фоторепортаж передает жизнь людей, но не жизнь поселка. Смотря на фотографии, мы не понимаем, что жить там действительно трудно, и суровые условия никого не щадят. Мы видим совсем другое. Теплые семейные сцены, чаепитие, рабочие моменты, дружеские встречи и детские развлечения. Люди здесь живут! Они ждут самолеты с «большой земли» и радуются полученным письмам. Шойна в фотографиях Дмитрия очень личная, она показана изнутри.

Этот фоторепортаж был удостоен германской премии Hansel-Mieth-Preis, а также  номинирован на «Оскар для фотографов» – Henri Nannen Preis.

 

У КАЖДОГО СВОЯ БЛОКАДА

Явный и скрытый диалог немецкой и российской культур максимально проявился в проекте BLOCKADA. Этот детский спектакль для взрослых — попытка преодолеть границы языковые, культурные и нравственные; попытка понять людей другого времени, нации и положения. Режиссеры проекта Лиоба Рекфорт из Берлина и Олег Еремин из Санкт-Петербурга решили провести эксперимент коммуникации.

«О Великой Отечественной войне они знают только то, что она была и что немцы там очень сильно мерзли», — говорит Лиоба.

Тогда возникла идея сделать спектакль об одной из самых страшных страниц этой войны – блокаде Ленинграда. О ней жители Германии практически ничего не слышали, хотядовольно часто говорят о своей блокаде – Берлинской 1948 года. Также у них принято затрагивать тему Холокоста.

Исходя из всего этого, режиссеры начали собирать материалы по трем направлениям:

  1. Блокада Ленинграда
  2. Блокада Берлина
  3. Этническая «блокада»

Если с первыми двумя пунктами все предельно ясно, то, как соотносится с ними третий, спросите вы. «Мало кто знает о блокаде целого континента [Африка. — Е. Н.], которая происходит сейчас. Но тем не менее она существует. Это политический и стратегический ход, когда с континента не пускают людей», — объясняет Олег Еремин. В основу истории о чернокожем эмигранте легли реальные биографические  факты актера Дуплекса, который 4 раза пытался попасть в Европу.

В спектакле BLOCKADA эти три направления переплетаются и сливаются воедино, преодолевая все возможные барьеры. Стираются и языковые границы – актеры говорят на русском, немецком и английском языках.

Фестиваль уже подходит к концу. Однако есть ещё пара дней, чтобы приобщиться к немецкой культуре, прочувствовать (или же наоборот опровергнуть) её тонкую связь с российской. А главное, есть время, чтобы насладиться хорошими работами профессионалов своего дела.

 

Текст: Екатерина Неделько

comments powered by HyperComments