Вы здесь
Главная > Театр > Как Путятишна собрала кукольников на "Белгородскую забаву"

Как Путятишна собрала кукольников на "Белгородскую забаву"

На VI Международный фестиваль театров кукол «Белгородская забава» хлебосольная Забава Путятишна (актриса Е. Булахова) — так, на старинный лад  прозвали берегиню фестиваля, собрала  гостей и ценителей искусства театра кукол, который проходил в Белгороде с 30 сентября по 5 октября. Харьковский театр кукол имени В. Афанасьева получил приглашение и, со спектаклем «Майская ночь» (режиссер – заслуженная артистка АРК Оксана Дмитриева, художник Наталья Денисова), отправился в гости – себя показать, да других посмотреть.

После семилетнего затишья в реконструированном здании Белгородского театра кукол возродился  фестиваль. Обновленный интерьер театра – это светлый дом, где оживают фантазии и сказки, в холле которого зрителей встречают куклы, а между этажами вращается задорная карусель, на втором этаже театра расположился музей истории театра.

Курский государственный театр кукол, спектакль «Сказка о рыбаке и рыбке»

Изменения произошли и с самим фестивалем, уже шестым по счёту, значительно была  расширена его география: этой осенью в Белгород съехалось 22 коллектива — представители театров России, Беларуси, Украины, Литвы, Франции, Италии. Существенно изменились правила оценки спектаклей: прошлые фестивали проходили с творческими обсуждениями, в этот раз была заявлена конкурсная программа, которую одновременно оценивало сразу два состава жюри: «детское» и «взрослое». Жюри возглавила театровед, заведующая Кабинетом театров для детей и театров кукол О. Глазунова (Москва); режиссер, легендарная персона в российском театре кукол В. Шрайман; режиссер, народный артист РФ С. Железкин; главный специалист Кабинета театров для детей и театров кукол СТД РФ А.  Гончаренко; композитор, заслуженный деятель искусств РФ А. Черный.

Харьковский государственный академический театр кукол им. В. Афанасьева, спектакль «Майская ночь»

В гостях у Забавы побывали: президент российского УНИМА – Е. Иванова, президент Международного фестиваля «КУКАРТ» – Д. Бурман. Ценители искусства театра анимации задали высокую планку в работе фестиваля, главной миссией которого осталась идея сохранения и популяризация лучших традиций театров кукол. Знакомство с наиболее значимыми работами профессионалов этого вида искусства, а также пропаганда театра кукол, как средства взаимопонимания между людьми разных национальностей. Ценность фестиваля заключалась и в том, что его организаторы собирают коллег на весь срок фестиваля, происходит необходимый обмен опытом. Репертуар имел широкий диапазон классических произведений детского репертуара. Открылся фестиваль спектаклем белгородцев «Аистенок и Пугало» (реж. Л. Федорова, худ. А. Зубова), в котором художественными средствами, близкими к кукольной мультипликации, рассказывалась трогательная история о верной дружбе. Главной идеей спектакля «Гадкий утенок» (реж. М. Урицкий, худ. Н. Данько)  Дагестанского театра кукол стало познание Мира через Любовь. «Сказка о рыбаке и рыбке» (реж А. Лелявский) – это совместный проект творческого объединения «Культпроект» и Курского театра кукол. К прочтению А. Пушкина обратились два признанных мастера, приглашенный режиссер А. Лелявский (Беларусь) и своебытный художник В. Никитин (Украина).

Неаполитанский традиционный театр кукол, спектакль «Пульчинелла-ди-Маре»

Удивительно живые куклы, актерская нюансировка, в создании образа Старика (В. Козлов), Старухи (Т. Баркалова), передающие всю философскую глубину произведения. Лапидарное художественное оформление (действие разыгрывается на стеклянном столе), условность в передаче стихий времени и воды.

Изящной постановкой, со шлейфом эстетического шарма стала «Золушка» (реж. С. Забродин, худ. Л. Растенко) симферопольского театра кукол. Лирическая буффонада, разыгрываемая двумя пажами-эльфами (А. Шило, К. Гапонов) вокруг прекрасной незнакомки. Сценическое пространство спектакля большая венецианская карнавальная кукла, которую так и хочется рассматривать со всех сторон.

Фестивальной программе были представлены постановки проверенные временем, ставшие хрестоматийными, но не утратившие своей сценической актуальности: «Соловей» (Паневежского театра кукол на колесах, Литва), признанного мастера утонченной художественной формы В. Мазураса. Поэтому не случайно спектакль был награжден в двух номинациях: за лучшую работу художника, за лучшее музыкальное оформление. Неаполитанский спектакль об озорном герое Пульчинелле «Пульчинелла-ди-Маре» (режиссер, художник и исполнитель Г. Назуто) был отмечен дипломом за сохранение традиций. Отточенное мастерство, профессиональное владение пищиком, техника кукловождения, позволяла исполнителю оживлять одному в спектакле более 8 персонажей. Аккуратно была раскрыта социальная тема, посвященная проблемам болезни детей с синдромом Дауна, которая была ненавязчиво передана в спектакле «Мой маленький братик не такой как все» театра «XZART» Франция (реж. М. Розенман, худ. А. Ечеин). Оригинальными в выборе художественных средств театра анимации стали спектакли, в которых сочетались цирковые элементы, предметы, куклы и «живой план»: «Бука» (реж. В. Козловский, худ. А. Ечеин) Воронежского театра кукол «Шут», «Цирк Шардам» (реж. П. Акинин, худ. О. Сидоренко) Брянского театра кукол.

Паневежский кукольный театр на колесах, спектакль «Соловей»

За выразительное кукловождение, создание образа Факира актриса Н. Богомазова награждена дипломом за лучшую женскую роль. Современные формы театра анимации ( сочетание флеш-анимации, кино-проекций, ростовых костюмов) были представлены в спектаклях: Санкт-Петербургского интеграционного театра «Куклы» – «Крыша ехала домой» (реж. Т. Сааков, худ. Е. Кочурова) и динамично-ярком представлении «Волшебная кисть» (реж. И. Казаков, худ. Т. Нерсисян), Могилевского театра кукол (Беларусь). Дипломом, за гуманизм, переданный в поэтической литературно-музыкальной композиции «Я так давно гостила на земле» (реж. и худ. С. Балыков) был награжден Белгородский театр кукол.

К сожалению, на фестивале были представлены и не совсем удачные постановки. В поиске актуального материала, многие режиссеры  осовременивают детский материал, используют штампы – «кукольные голоса», прибегают к нарочитости в декорационном оформлении. Такие беды постигли спектакли: «Гуси Лебеди» (реж. И. Зиннуров, худ. В. Губская), Татарского театра кукол «Экият», спектакль «Красная Шапочка» (реж. И. Клюев, худ. А.Митрофанов) Набережночелнинский театр кукол. Другая ошибка, отмеченная членами жюри в фестивальных спектаклях: «Сэмбо» (реж. В. Сергейчев, худ. А. Жмакина ) Орловского театра кукол, «Барышня крестьянка» (реж. Г. Чернышов, худ. Г. Хрупало) город. Саранск, – в архаичности, некой законсервированной. Обращение к глубокому трагикомическому материалу Г. Горина «Поминальная молитва» (реж. Г. Гольдман, худ. Н. Баяндина), Гомельского театра кукол (Беларусь) сценически не прозвучал. Заведомо был выбран ошибочный режиссерский ход, когда куклы повторяют действие актёров. Как отметили члены жюри: «Обидно, произошел холостой выстрел». Благодаря своей культуре, высокохудожественному сценографическому решению, трогательным отношением к кукле спектакль «Бременские музыканты» саратовского театра кукол «Теремок» был награжден сразу в 4 номинациях: лучший ансамбль, лучшая мужская роль первого плана Король (Р. Сопко) и второго плана Шут (А. Усов), лучшая режиссерская работа (режиссер Г. Шугуров, художник А. Ечеин).

Брянский театр кукол, спектакль «Цирк Шардам»

В спектакле «Бременские музыканты» (по легендарному мюзиклу, Ю. Энтина и В. Ливанова, композитор Г. Гладков) молодые актеры заразительно исполняли вживую полюбившиеся мелодии известного мюзикла. Поэтическая атмосфера постановки зарождалась снежной вьюгой в прологе спектакля, на большую дорогу странствий выходили бродячие средневековые артисты. С характерной нюансировкой оживляли своих героев – забавных животных, влюбленных Трубадура и Принцессу, добродушного Шута и строгого Короля, разбойников (артистов бродячего Цирка).

Постановка харьковчан «Майская ночь. Лунное волшебство» завоевала гран-при фестиваля. Жюри единогласно отметило сложившийся в последние годы самобытный дуэт в Харьковском академическом театре кукол главного режиссера театра Оксаны Дмитриевой и главного художника театра Натальи Денисовой, а также высокий профессионализм актерской труппы театра, которая постоянно подтверждает свой высокий уровень на форумах в Украине, России и ближнем зарубежье. Поэтический спектакль «Майская ночь. Лунное волшебство» объединил сердца зрителей в едином фольклорно- музыкальном ритме, создатели продемонстрировали одновременно уважение к традициям и современный европейский язык театра анимации. В этой постановке тонко найдена художественная форма — сочетание оригинальных костюмов, «живого плана», масок, приемов силуэтного и теневого театров). С характерной нюансировкой оживляли своих героев – забавных животных, влюбленных Трубадура и Принцессу, добродушного Шута и строгого Короля, разбойников (артистов бродячего Цирка). Постановка харьковчан «Майская ночь. Лунное волшебство» завоевала гран-при фестиваля.

В спектакле смело сочетаются этно- мотивы современной украинской группы «ДАХА-БРАХА», традиционно-обрядовые народные мелодии и  ритм барабанов (Ю. Галдун), юмор и философские размышления. Актриса В. Мищенко в роли Панночки вокально-пластически передала смятение и боль чистой души, П. Савельев создал комический образ сельского Головы.

На пресс-конференции, состоявшейся по итогам фестиваля Виктор Шрайман отметил: «Конкурсная работа харьковчан – это не спектакль говорящих голов, а дышащее искусство. Фантазийный сюжет, созданный не арифметически, а рожденный сердцем».

Текст: Мария Прево

Фото из архива Белгородского театра кукол

comments powered by HyperComments