Вы здесь
Главная > Кино > Трое в лодке, не считая мамонтихи

Трое в лодке, не считая мамонтихи

Впечатление от фильма «Приходи как есть»  («Come as you are») режиссера Джеффри Андховена.

Такое впечатление, что кинематограф срединной Европы начал работать исключительно по заказам всевозможных благотворительных организаций. Фильмы о детях со сложными судьбами, о проблемах сосуществования с эмигрантами из неближнего зарубежья, и, наконец, об инвалидах снимаются качественно и вполне профессионально. Однако по накалу социальных страстей они зачастую похожи, как цыплята в инкубаторе.

Увенчанная многочисленными призами картина бельгийского режиссера Джеффри Андховена «Приходи как есть» («Come as you are») повествует о необычном путешествии трех двадцатилетних парней, желающих расстаться с девственностью. Они заказали винный тур в Испанию, в надежде завершить его в элитном борделе. Мечта стара, как мир и нет в ней ничего удивительного, когда бы не определенные обстоятельства — один из путешественников прикован к инвалидной коляске, другой слеп, а третий полностью парализован.

В отсутствие ярких художественных приемов и достоинств картина могла бы получиться исключительно пресной, если бы не была до краев наполнена самыми живыми эмоциями. Естественная потребность Филипа (Робрехт ван ден Торен), Ларса (Жиль де Шрайвер) и Жозефа (Том Оденаерт) вырваться из под плотной опеки убитых несчастьем родителей, оборачивается для всей троицы столкновением с жесткой реальностью жизни. Их доморощенные представления о существовании в большом мире разбиваются с первых самостоятельных шагов: вместо ожидаемого санитара — водителя за ними приезжает на микроавтобусе хмурая неповоротливая женщина с мужским именем Клод (Изабель де Хертох).
Впрочем, с этой незадачей ребята справились легко. Убежденные, что Клод не понимает фламандского наречия, они прозвали медсестру — шофера мамонтихой и демонстративно отказались от ее услуг. Оказалось, что такая самоуверенность грозит многими неприятностями. С «мамонтихой» пришлось смириться и даже подружиться. Клод стала ангелом -хранителем, руками, ногами, глазами и «жилеткой» для обиженных судьбой, но не сломленных духом друзей.

Отчаяние, восторг, смех и слезы, сочувствие и восхищение, предательство и прощение, радость познания и горечь осознания, зависть, ревность, дружба, и, наконец, всепоглощающая любовь на фоне настоящей потери — маленький фильм вмещает слишком много больших чувств и нравственных категорий, переплавляя их в одно непрерывное сопереживание героям. Традиционные для грамотного сценария моменты взлетов и падения персонажей сменяются с такой скоростью, что зритель едва успевает совладать с собственными эмоциями.

Интересно, что картина представлена авторами в жанре душевной комедии. Для российского зрителя приходится несколько поменять ориентиры и позиционировать ее, как трагикомедию. В этом суть существенная разница европейского и российского менталитета: европейцы привыкли относиться к инвалидам, как к абсолютно равноправным и равновозможным членам общества. Их помощь увечным всегда окрашена разумной деловитостью и искренним восприятием этих людей, как равных себе. Поэтому возможность открыто и весело хохотать над их неудачами и странностями ничуть неудивительна и никем не осуждаема — точно также они смеялись бы над самими собой.

Напряжение, которое повисает в зале российского кинотеатра не дает повода для улыбок, скорее наоборот — не дай Бог посмеяться над убогими! Предпочтительнее слезы и унизительная жалость к калеке. Посему комедией для русской души этому фильму быть сложно.

При любом отношении общества инвалиды не избавлены от комплексов и «защитных колючек», и в любых обстоятельствах они хотят следовать за своей мечтой, путь к которой зачастую важнее ее исполнения.
Эти постулаты великолепно выражены в игре актеров — точной, пластичной, сочетающей в безупречных количествах юмор и грустную правду жизни. Именно актерское мастерство добавляет этой безыскусной, но милой картине нужную меру трогательности и обаяния.

 

Евдочук Дарья

Добавить комментарий