"Отдых на грани нервного срыва"/2011/Режиссёр Паскаль Рабате/Франция.
Если чувство юмора – это способность подмечать противоречия в окружающем мире, то француз Паскаль Рабате подмечает то, как этим противоречиям удается стать закономерностями. Его «Отдых на грани нервного срыва» - комедия положений. Следовательно, герои за час с небольшим попадают в максимальное количество передряг, которые не лишены пикантности. Режиссер играет на грани скабрезности, но как истинный француз остается в рамках благопристойности. Как и его герои, даже оказавшись нагими, не теряют лица. Как и вся картина, оставшись с набором стандартных ситуаций, не теряет своей привлекательности для зрителя.
Во многом это происходит потому, что в ситуации для жанра вполне шаблонные Рабате помещает необыкновенно емких и выразительных героев. Режиссер с социологической дотошностью представляет краткую энциклопедию типичных французов всех возрастов и социальных положений. Для каждого находит наиболее типичный вид отдыха. Среди героев нет главных и второстепенных. Все они искусно прописаны и снабжены необходимым количеством тонких деталей и комичных особенностей поведения. Персонажи, как истинные комические типажи, не претерпевают к финалу ни малейших изменений. А все действо превращается в вечную карусель.
И в эту знакомую рутину отдыхающих всех видов вполне ожидаемо входят кинематографически узнаваемые недоразумения. Все это создает ощущение простоты и законченности. Наряду с яркими нюансами и деталями, режиссеру удалась и цельность: коллаж без недостающих или лишних частей.
Рабате как будто стремится вернуться к истокам жанра. Ситуации лишены жизнеподобия и тяготеют к эксцентрике, а герои-мимы (картина практически лишена слов) стоически сносят все летящие в них «торты» и падающие с неба рояли. При этом режиссер любуется их преувеличенной беспомощностью и неуместностью. Но, несмотря на этот чисто американский флер, комедия остается истинно французской, не лишена утонченности и точно подмеченных из жизни деталей.
Писать про комедии дело очень неблагодарное. Разбирать ее на составляющие все равно, что пересказывать шутку. Это всегда выходит глупо, не смешно и неуместно. По-настоящему свежие шутки, неожиданные и способные удивлять, появляются, к сожалению, крайне редко. При этом юмор все же остается очень тонкой и изменчивой субстанцией, к которой не применимы жесткие критерии оценки. Кажется, Рабате в «Отдыхе на грани нервного срыва» запечатлел на новом витке историю, которую демонстрировали уже сотни раз со времен немых комических лент. Но если зрители смеются, значит хорошо забытое старое появляется в нужное время.