Вы здесь
Главная > Музыка > Аппарат, который хотел стать человеком

Аппарат, который хотел стать человеком

«Apparat Band» в клубе «Зал Ожидания» 8 июня 2012 года.

Саша Ринг –  немецкий диджей и продюсер с мировым именем, выпускающий свои записи под псевдонимом Apparat, совладелец культового андеграундного лейбла Shitkatapult. За его плечами работа в самых разных жанрах: техно, эмбиент, IDM, глитч, неоклассика, а также совместные проекты с такими небезызвестными музыкантами, как Modeselektor и Ellen Alien. Раньше «живые» выступления Саши Ринга представляли собой воспроизведение запрограммированных звуковых дорожек с помощью лэптопа. Несколько лет назад Аппарат «вырос из электронных штанишек в концертные джинсы строгого покроя», как написал Михаил Рудин в TimeOut. Собрав группу под названием Apparat Band, он стал выступать с полноценным инструментальным составом.

На подходах к «Залу Ожидания» многих ожидал сюрприз: километровая очередь. Как это всегда бывает в России, продвигалась она очень медленно и, разумеется, не обходилось без хамства. Проходящий мимо мужчина громко подметил: «с каких пор в этой стране знают, что такое Apparat?». Действительно, создавшийся вокруг концерта ажиотаж не мог не удивить. Скорее всего, многие из пришедших увидели Ринга в прошлом году на фестивале «Стереолето», плюс большую поддержку Аппарату оказал фандом Radiohead (сам Том Йорк высоко ценит творчество Саши Ринга, который часто выступает на разогреве у группы). Пускать в зал начали позже, чем было запланировано, в связи с форс-мажором, произошедшим в аэропорту: музыкантов не выпускали по прилёту, долго обыскивали, в общем, делали всё возможное, чтобы задержать концерт.

Тем не менее, публика терпеливо дождалась своих героев. Помимо Ринга, на сцене появились клавишник, басист (по совместительству – второй клавишник) и барабанщик. Барабанная установка была нестандартно расположена на первой линии сцены, заваленной синтезаторами, консолями, лэптопами и прочей электроникой, а в углу прятался мужчина в шляпе, очевидно за всем этим присматривающий. С первого же номера, «Your House Is My World», ценителей экспериментальной электроники ждал неприятный сюрприз: ритм-секция звучала глухо, вокал практически не было слышно, сам Саша пожаловался на проблемы со звуком, но устранить их никто не торопился. На второй песне, главном хите Аппарата под названием «Arcadia», появились ужасные дребезжащие басы, от которых сводило зубы.

Помимо прочего, звук был слишком громким: совершенно непонятно, зачем было его так отстраивать для Apparat Band, музыка которых практически полностью состоит из мелочей и нюансов (за лязгающими басами их было не расслышать). Впрочем, неприятности со звуком стали не единственной проблемой этого концерта: на безопасном расстоянии, где было слышно гораздо лучше, выяснилось, что вокал Ринга вживую оставляет желать лучшего. Есть версия, что у него были проблемы с монитором и пел Аппарат практически «вслепую», впрочем, от этого не легче.

Музыканты на сцене были полностью поглощены собой и своей музыкой, не обращали внимания на происходящее в зале. Иногда создавалось ощущение, что они настолько, простите, упороты, что не сильно волнуются о том, как звучат. Многие аранжировки выглядели весьма странно и не слишком продуманно. Сэтлист был не особо ярким, запомнились «Arcadia», «Black Water», «Candil De La Calle» и подзатянувшаяся «A Bang In The Void», во время которой Ринг в течении нескольких минут самозабвенно повторял одну и ту же ноту на ксилофоне, вызывая у части публики недоумение – когда же это закончится?

Остаётся только догадываться, зачем Аппарату приспичило собирать концертную группу: неужели только ради заветной надписи «live» на афишах, которая почему-то действует на публику магически? «Живое» исполнение электронной музыки всегда сводится к дилемме о том, насколько она должна быть запрограммирована. В случае с Apparat Band, полностью уйти от программирования не удалось, а звучание заставило недоумевать – с какой целью на сцене, например, барабаны и бас, которые в записи звучали бы намного лучше и чище, чем в исполнении живых музыкантов? В итоге Ринг создал этакого «Франкенштейна», который вроде и живой, да не совсем человек, а всё-таки машина, ещё и дающая сбои.

Аудитория разделилась на две части: одни слушатели были безумно счастливы «прикоснуться к легенде» и погружены в романтическую атмосферу концерта, а другие – откровенно разочарованы. После выступления Ринг пообщался со всеми желающими, которых, впрочем, было не так много – тут и там раздавались высказывания вроде «зачем мне его автограф, если он не отработал концерт на все сто процентов?».

Дарья Климова

comments powered by HyperComments