Вы здесь

SKIF-2012

Psychic TV3, VUK, Napszyklat, Za! и другие на XVI Международном Фестивале SKIF в Центре Современного Искусства Сергея Курёхина, 18 — 19 мая 2012 года.

Международные фестивали SKIF проводятся Благотворительным Фондом Сергея Курёхина уже шестнадцать лет подряд. В рамках этого уникального мероприятия петербуржцы могут услышать музыку в самых разных жанрах: от джаза до нойза, от фолка до метала – фестиваль не ставит стилевых ограничений. Если в предыдущие годы организаторы делали упор на новые имена и широко известные в очень узких кругах жанровые группы, то сейчас уже второй год подряд главным событием SKIFа становятся выступления воистину культовых коллективов: в 2011 хэдлайнером стали SWANS, а в этом году – священные монстры Psychic TV3.

Стартовал фестиваль в фойе Курёхинского Центра выступлением Санкт-Петербургского оркестра импровизации. Струнно-клавишно-ударно-духовой состав одновременно извлекал звуки из всех своих инструментов. Хаотично переплетаясь, их партии очень гармонично дополнялись столь же хаотичным движением публики, нервозно дожидавшейся главного события вечера. Кто-то вольготно разложился в креслах, потягивая пиво и явно настраиваясь на выступление хедлайнеров, кто-то покачивался на установленных там же качелях, явно не вписываясь в узнаваемый только натренированным академическим образованием ухом музыкальный ритм. Небольшая группа слушателей прилежно вслушивалась и вглядывалась в происходящее на сцене, благодаря музыкантов уверенными одобрительными аплодисментами.

«Вступительное слово» оказалось достаточно громким и заслуживающим куда большего внимания, чем ему в итоге досталось.

В это время на главной сцене развернулась певица VUK. Эмили Чиджер родом из Финляндии, базируется в Нью-Йорке, носит сербско-хорватское имя «волк» и играет музыку, соответственно, интернациональную. Инструментарий был представлен невообразимым количеством синтезаторов и консолей, гитарой, барабанной установкой, автоарфой и, вполне возможно, ещё чем-то, что нам уже не удалось разглядеть среди этой горы оборудования. Между всего этого лавировали три молодых человека и две ярко одетые девушки, одна из которых странно потряхивала головой, а вторая пела об ангелах, русалках, археологах и прочей нечисти. «Девушке по имени Волк» явно не дают покоя лавры Бьёрк Гудмундсдоттир – её фолковые распевы немного детским голосом так и напоминают первые альбомы легендарной исландской кудесницы. Стиль VUK можно охарактеризовать как экспериментальный электро-фолк с обаянием финской деревни – звучание у неё глубокое, полное, легче всего представить Эмили где-то на финских лугах взбивающей масло среди счастливых бурёнок.

Следом за Оркестром Импровизиции на сцене фойе появился дуэт «Боровик Ералаш» — приятный сюрприз для любителей угара, слэма и трэш-абсурда. Конвульсивный пляс под лезгинку с самопальным реквизитом из картонных коробок и шкур, выкрики «Полька-холокост», «Сережа» и многие другие, куда менее разборчивые, вызвали интерес у достаточно многочисленной группы, но большая часть публики все же поглядывала на часы и на пивные точки, надеясь успеть промочить горло перед Началом, несмотря на очереди. Веселая пауза в лице «Боровик Ералаш» была взята весьма уместно. Зрители получили свой заряд бодрости, и, как только полушепотом пронесся слух о том, что Пи-Орридж уже на сцене, мгновенно ломанулись в главный зал, позабыв о пиве, трэше и качельках.

Во время выступления Psychic TV3 зал был забит до отказа. Многие зрители пришли на фестиваль только с целью увидеть живую легенду, основателя Throbbing Gristle, а вместе с тем – и всего индастриала, Дженезис Пи-Орридж (одна птичка напела нам, что теперь великий и ужасный предпочитает, чтобы его величали в женском роде – что же, пусть будет так). PTV3 – одна из немногих групп, которые могут позволить себе исполнять пятнадцатиминутные краут-роковые опусы и медитативные психоделические зарисовки, держа при этом полный зал восторженной публики в напряжении. Обладая абсолютно стандартным инструментальным составом, Пи-Орридж сотоварищи умудряются играть совершенно неземную музыку, расширяющую границы восприятия.

Помимо оригинальных композиций, прозвучали кавер-версии Hawkwind и Funkadelic – ключевых фигур психоделической эпохи. Последние работы коллектива напоминают о барретовском периоде Pink Floyd, ранних Velvet Underground, в зале даже прозвучали ассоциации с The Doors — не очень точные, но почему бы нет. Особенно запомнились трогательные «Thank you Part 1» и «Thank you Part 2»; довольно трудные для прослушивания в записи, «живьём» они прозвучали совершенно очаровывающе. Эмоции били через край в своём полном спектре, от тихой меланхолии до испепеляющей радости, от надрывного трагизма до нарочитой клоунады. Это было одно из самых неожиданных, эмоциональных, трогательных, драматичных и сексуальных выступлений, которые только можно себе представить.

Конечно же, 2,5-часовое выступление PTV3 не могло не сказаться на посещаемости верхнего этажа. Тем печальнее для славного коллектива Неда Хопера — очень интересных экспериментальщиков со всегда необычными инструментарием и манерой, а также для размеренных и утонченных латышей Mona De Bo, способных привлечь куда больше полезного внимания со стороны слушателей, чем игравшие после Пи-Орриджа на большой сцене электронщики с мало запоминающимися сэмплами.

Сразу за Psychic TV3 последовали поляки NaPszykłat (также известные как NP), исполняющие экспериментальный хип-хоп с элементами глитча и нойза. На сцене команду представляли двое парней с лэптопами, один из которых гнусаво читал на польском. Тексты NP принято считать «остросоциальными», но, поскольку смысл их оказался сокрыт от большей части публики, оставалось о нём лишь догадываться. Представлялись почему-то отнюдь не глобальные темы, а скорее простые зарисовки из жизни польских парней с района. В плане звучания ребята порадовали разнообразием и парой неожиданных моментов – например, когда оба взяли в руки по барабанной палочке и стали синхронно лупить по остававшимся до этого незаметными бочкам. Отупевшая после PTV3 публика разделилась на две части: одни релаксировали, сидя на стульях, другие мерно раскачивались возле сцены, кто-то даже пытался танцевать.

Живое выступление электронных музыкантов – всегда проблема: как бы новаторски и интересно они ни звучали при прослушивании дома, лёжа на диване, «лайв», как правило, сводится к сущей пытке – если, конечно, речь не идёт о танцевальной музыке, звучащей в клубе. Выглядят их сеты, как правило, весьма однообразно, элемент неожиданности сведён к минимуму, а расслышать нюансы, которые, собственно, делают их музыку интересной, нереально из-за шумящей вокруг толпы. Некоторые «электронщики» пытаются развлечь зрителей странными костюмами или яркими шоу, но не участники SKIFа: тут нас ждал унылый парад парней с лэптопами. Московский битмейкер Сергей «Galun» Галуненко играл довольно расслабленный глитч-хоп, используя только свой голос и сэмплер. Новинка от Ninja Tune, британец Slugabed, представил ничем не запоминающуюся смесь дабстепа и глитча. До выступлений петербуржца Astronaft и диджей-сета Mik Mo & Timbol большая часть публики не дожила, поспешив домой, чтобы набраться сил перед завтрашним продолжением.

Второй день фестиваля не обошёлся без проходных номеров и форс-мажорных отмен выступлений, но было достаточно участников, компенсировавших это с лихвой. Во время выступления британцев Chrome Hoof, играющих гитарно-электронный авангард с ярко выраженным фанковым акцентом, зал был полон и заряжен энергетикой от происходящего на сцене, окутанной туманом, сквозь который вырисовывался силуэт вокалистки в блестящем серебристом наряде космической дивы. Общее впечатление – будто все возможные жанры поместили в большой шейкер, а сверху припудрили налётом инопланетности.

В отличие от своих зажигательных предшественников, The Kilimanjaro Darkjazz Ensemble – музыка для релаксации: тихий и вдумчивый эмбиент, приправленный джазом. Каждая песня сопровождалась экзистенциальными черно-белыми роликами, от которых отдавало периодом конца эпохи немого кино. Благодаря этому слушатели глубже погружались в музыку, пропитывались её атмосферой. Неторопливый женский вокал в некоторых песнях, иногда возвращающий публику в реальный мир, был довольно приятен. За The Kilimanjaro Darkjazz Ensemble последовали москвичи Usssy, играющие нойз-рок с этническим уклоном. Публика в зале сильно поредела, но оставшиеся у сцены слушатели значительно оживились, выходя из джазового транса.

Следующим номером последовало, несомненное открытие второго дня SKIFа – дуэт из Барселоны ZA!. В двух словах, это как «Боровик Ералаш», только испанцы, чуть более одарённые талантом. Гитарист и барабанщик в сопровождении сэмплера умудрились наделать кучу шума, ни на секунду не отпуская внимания аудитории. Воспринимать их в записи невозможно – нужно видеть живое выступление. Используя минимум инструментов и вокодер, они умудряются выжимать из них по полной и смешивать звуки в практически полную дисгармонию. К их выступлению зал был уже малонаселен и в нём чувствовалась какая-то семейная (племенная?) атмосфера, половина народа исполняла совершенно дикие танцы, разбрасывая свои конечности в разные стороны. Песни сменяли друг друга со скоростью пулемётной очереди, и каждую из них встречали криками и бурными аплодисментами. Энергия била из парней ключом. На одной из песен барабанщик выпрыгнул со своего места и помчался по залу, продолжая непрерывно исполнять ритмическую барабанную дробь на всем подряд: сцене, полу, креслах, будке звукорежиссера. Гитарист постоянно мотал длинной гривой под музыку и периодически исполнял забавную пантомиму. В конце концов, он отдал гитару и микрофон впереди стоящим зрителям, чтобы они сами продолжили это безобразие, плавно подходящее к концу.

В целом, сверх-задачу SKIFа можно считать выполненной. Несмотря на форс-мажоры и несколько однотипных проходных участников, организаторам удалось всё: удовлетворить желающих послушать легенду, доставить удовольствие думающей публике, удивить любителей сюрпризов и дать вдоволь поскакать и покричать слэмщикам. Единственными неприятными частями мероприятия стали нескончаемые очереди и не самое удобное расположение Центра – многие зрители столкнулись с проблемой мостов, но эти проблемы меркнут на фоне того, что нам удалось увидеть в эти два дня. Теперь остаётся только ждать следующего, уже семнадцатого, SKIFа и догадываться, что же он нам принесёт на этот раз.

Посетители и организаторы фестиваля о течениях современной музыки:

[vimeo]42650987[/vimeo]

 

Текст: Даша Климова, Анастасия Ковалёва, Алиса Кропотухина

Видео, репортаж: Ян Алексеенко, Роман Егоров

comments powered by HyperComments
Nickolay
2013-05-13 22:45:00
Очень хорошо. Пишите ещё Анастасия Филипповна !