Вы здесь
Главная > другие новости > Чёрно-белые комиксы абсурда и мимодрамы

Чёрно-белые комиксы абсурда и мимодрамы

Спектакль «Крыса». Творческое объединение «Прекрасные цветы». На сцене харьковского Дома Актёра. Харьков, Украина.

Ожидаемое нестандартное театральное событие февраля произошло. На большой сцене Дома актера состоялись премьерные показы спектакля с интригующим названием «Крыса». После премьеры, постановка была приглашена в «Париж» (известное в Харькове театральное кафе со своей оригинальной площадкой). «Крыса» –  спектакль-презентация творческого объединения «Прекрасные цветы».
Премьера заинтриговала. Чего стоит одно только название СТО «Прекрасные цветы»! Первая аббревиатура поддалась расшифровке не как станково-обрабатывающий завод…, а как Свободное Театральное Объединение. На одном из благотворительных вечеров, где коллектив представлял свое творчество, Игорь Арнаутов (популярный ведущий капустников в нашем городе) охарактеризовал ребят так: «Эти люди пьют ртуть и пробивают лбом доски. В час пик специально ездят в метро, чтобы набраться положительных эмоций. Они мечтают подняться в космос и очевидно сделают это, потому что они свободные люди независимой Украины. Они живут полнокровной жизнью, они творят».
Это трио актеров: Артем Вусик – актер театра кукол им. В. Афанасьева, Игорь Ключник выступает на сцене творческого объединения «Апарте», Денис Чмелев – в театре «Новая сцена». Они зарекомендовали себя в городе как исполнители интеллектуальных капустных номеров, скетчей, перформансов на театральных акциях и фестивалях, участвуя в ежегодном городском капустнике по случаю Старого Нового Года, в IX Международном фестивале негосударственных театров «Курбалесия».
Выбранное название «Прекрасные цветы», на первый взгляд легкое и непринужденное, несет в себе знаковую смысловую нагрузку. Такой себе художественный перевертыш, отсылающий зрителя к символистской поэзии Шарля Бодлера «Цветы зла», в которой главными темами выступают образность понятий, текучесть ритмов, меланхолия, гротеск, соседствующий с острой иронией. Так и в спектакле соединены плавность пластичных ритмов, гротеск и ирония, пародия на многие хорошо известные театральные штампы… Театральным зрителям, которые страдают земмифобией, этот спектакль не противопоказан, так как название «Крыса» отсылает к переносному значению – предателя и стукача. Как ироничный намек на такие качества в самом начале спектакля из мусорного бака была извлечена игрушечная плюшевая крыса…  Для завязки детективной истории в этот же бак один из героев спрячет заветный чемоданчик, погоня за которым составила всю сюжетную канву спектакля. Ироничный ход проявился во всем. Даже стандартное обращение к зрителю с просьбой отключить свои мобильные телефоны было превращено актерами в уморительно абсурдную цепочку словесных оборотов, предлагающих варианты того, что ни в коем случае нельзя делать во время спектакля. Поэтому приверженцы дедуктивного метода были сбиты с толку уже в самом начале детектива «Крыса». Сценическое действие разыгрывается актерами практически без слов, с помощью мимики, пластики тела и с элементами современного стиля контемпорари. Оригинальный спектакль уместнее всего назвать мимодрамой – своего рода разновидностью пантомимы, представлением, включающим острые диалоги, мимические сцены и «живые картины» символического характера. Ведь даже не очень искушенному в современном авангарде зрителю было заметно, что его создатели ориентировались на творчество известных представителей немого кино, а также режиссеров эксцентриков: Чарли Чаплина, Джеймса Тьерри, Яна Шванкмайера, а также танцора и представителя контемпорари Филиппа Декуфле.
Спектакль любопытен разным зрителям. С одной стороны, это типичная детективная история: с вооруженной пистолетами мафией, сыщиками в плащах и шляпах, а также затравленной жертвой. С другой стороны «Крыса» – пародия, отсыл к детективным комиксам, напоминающих известный фильм «Люди в черном». Именно такую атмосферу поддерживает в спектакле динамичная музыка. Любителям клипов этот спектакль тоже понравится. Действие складывается из отдельных сцен-кадров, что позволяет моментально переноситься из одного места действия в другое. Большое значение в спектакле отведено свету (заслуженный работник культуры Украины В. Минаков). Свет не только обозначает пространство, но и передает внутреннее состояние героев. Сценография Е. Колесниченко преимущественно черно-белая (как немое кино). Ярко контрастно прочитываются на этом фоне искусственные цветы в горшке и цветные платки. Оригинальным решением авторов спектакля стал прием «превращения» сыщиков в погоне за преступником в эксцентрических кукол-петрушек (куклы О. Турути).


Однако из-за отсутствия профессиональной режиссуры (постановку осуществили сами актеры) условия полного молчания и говорящего языка пластики, не были на сто процентов оправданы. Появление слова – композиционно и по смыслу – разбивало заявленный жанр мимодрамы. Именно так «выпала» из спектакля сцена беседы детективов, отчасти напомнившая известную игру «Мафия». Поочередно герои задавали друг другу вопрос: «Кто ты по гороскопу?», вычисляя таким образом, кто из них и есть пресловутая Крыса… Что до игры актеров в таком сложном жанре, то убедительней всего проявил его Артем Вусик. Эксцентричное поведение воплощалось в характерных мимических реакциях и пластике, когда его герой вспоминал о потерянном пистолете, скрывался под личиной старухи. Иной – своеобразно угловатой – выразительностью обладает Денис Чмелев. А сценическое существование Игорь Ключника проявляется в нюансировке деталей, а также в «драматизации» пластической выразительности.
Поиск своего театрального синтетического языка, неподдельная искренность веры в столь сложные условные предлагаемые обстоятельства – главные составляющие успеха нового театрального коллектива. Для начала «Прекрасные цветы» уже успели заявить о себе на ІІ Международном театральном фестивале малых форм «Театроник», собрав полный зал неравнодушных зрителей.

Текст: Мария Прево

comments powered by HyperComments