Вы здесь
Главная > Театр > «Я слышу музыку их движения»

«Я слышу музыку их движения»

21-е января. Что это за дата? В мире отмечали международный день объятий, в Польше – день бабушек… Но не этим он важен для людей, занимающихся буто. Для них это особая дата – день смерти основателя буто Тацуми Хидзиката, в этом году 21-го января в нескольких странах мира прошёл буто-флешмоб «Всемирный последний танец с Тацуми Хидзиката», в нем приняли участие бутоисты Японии (Токио), Америки (Сиэтл, Новый Орлеан, Нью Йорк), Бразилии (Рио де Жанейро), Греции (Афины), Польши (Гданьск), России (Томск, Нижний Новгород, Кемерово, Москва, Санкт-Петербург), Украины (Харьков), Мексики, Финляндии, Аргентины, Уругвая, Великобритании, Чили, Антарктики, Испании, Франции, Камбоджи, Амстердама. В ЦВЗ «Манеж» два коллектива OddDance Theater и Poema Theatre показали свои буто-перфомансы (от «performance» – «представление», «выступление», «игра», термин употребляется с данным значением этого слова, т. е. буто-представление), чтобы почтить память Учителя.

Что же такое буто? Вопрос, до сих пор не имеющий конкретного ответа. Это способ восприятия жизни, точнее, – техника, помогающая выработать шестое чувство для созерцания окружающей и своей жизни. Все началось с Тацуми Хидзиката, который после болезненного проигрыша Японии во Второй Мировой войне, решил искать ошибки приведшие к ошеломляющему результату. Он обратился к своим национальным корням, опыту предков, памяти поколений, которые хранит только тело. Оно главный «инструмент» исполнителя буто, помогающее общаться с другими. Людей всего мира объединяет и одновременно разделяет строение тела. Только другой организм может определить и понять искренность откровения исполнителя буто, являющееся антропологическим искусством.

С его помощью можно представить не только личные чувства, мысли, откровения, но картину, слово или даже текст. Коллектив OddDance Theatre показал буто-перформанс «Послание солнцеголовым» (режиссеры Наталья Жестовская и Григорий Глазунов). Пять исполнительниц (Наталья Колесниченко, Лилия Борозенцева, Александра Цепкова, Дарья Петухова, Юлия Родина) передали закодированный в движениях тела первый абзац рассказа Г. Маркеса «Самый красивый в мире утопленник». Они выявили жесты-знаки, предельно точно и насыщенно отражающие содержания слов, поэтично и философски наполнено соединяющиеся с произведением автора. Раскрытые ладони у лучезарного лица – дышащий жизненной силой человек, а скукоженная фигура с «увядающими» ладонями у головы – стареющий, близкий к смерти человек. Содержание несут движения исполнительниц, их взаимодействия друг с другом, с музыкальным оформлением (озвучивает Project Three Cow Free), мизансценические перемещения. Когда одна из девушек начинает движение, другие сразу же повторяют за ней, существуя по правилам стаи рыб, в которой каждая перемещается так, как бы делала она сама, и, в тоже время, повторяет действие всех вокруг. У каждой из исполнительниц своя индивидуальная реализация движений, однако, вместе они создают коллективный все совмещающий  жест-знак.

Продолжился буто-флешмоб акцией Poema Theatre «Не солнца Пруст обещал…». Исполнители (Валентин Цзин, Евгения Четверткова, Александр Андреев) в стиле буто, основываясь на технике contemporary dance, представили метаморфозу черного в белое. Содержаний этой акции возможно столько, сколько было зрителей. Танцоры импровизировали, порождая определенные смыслы своими действиями и движениями. «Театр семиотики тела» – так позиционирует себя Poema Theatre. Иногда жесть имеет определенное значение, но через мгновение, во взаимодействии с другим движением  значение меняется, или вообще исчезает.

Финальная совместная акция Poema Theatre и OddDance Theatre имела название «Butoh jam». Под музыку Андрея Бундина два коллектива контактировали между собой, импровизируя, создавали различные смыслы, содержания и отдельные истории. Объединяющим началом был сплетенный из веток каркас лодки, который спускали, то вновь поднимали, и опять направляли вниз по одной из лестниц Манежа. На примере данной акции были видны различия пониманий, школ и методов буто двух коллективов. Для представительниц OddDance Theatre буто несет в себе философское начало, способ познания себя и мира. Они стремятся понять свои мысли и чувства, передавая их в движениях и жестах. Они делятся со зрителями своими откровениями. Для Poema Theatre буто – стиль, направленный на исследование знакового содержания движений и жестов. Для них тело – «инструмент», с помощью которого  они общаются друг с другом,  со зрителями, с окружающим пространством.

С 70-х годов ХХ века идеи буто вышли за границы Японии и сразу укоренились на территориях других стран. Во многом эта техника опирается на восточные учения и практики, однако в центре внимания находится ТЕЛО, а оно отличный союзник разных культур и цивилизаций – его язык универсален и понятен любому человеку. Буто объединяет людей, несмотря на их различия в воспитании или социальных статусах, в возрасте или национальной принадлежности, в последнее время – ещё и в буквальном смысле: напомним, что это уже второй общемировой флэш-моб, первый был устроен 27 октября 2010 года, в день рождения Кацуо Оно, второго отца-основателя. В основе этого направления так же лежит импровизация, что проявляется его приверженцами не только в творчестве, но и в организационном деле. Эти мероприятия родились спонтанно, не исключено, что в следующем году нас ожидает похожая акция, а может быть это станет и традицией со временем, но несомненно – каждый раз будет что-то новое и неожиданное.

____________________________________________________________________________________

Лилия Борозенцева, танцор, администратор Театра OddDance:

“Идея организовать всемирный Butoh флэшмоб пришла нашим друзьям Соне Хеллер (Германия) и Валетине Ферраро (Италия). Такое мероприятие проходит уже второй раз и собирает все мировое Butoh сообщество. Бутоисты по всему миру танцуют в один и тот же день и даже, бывает, что в одно и тоже время. Их объединяет человек, который создал это искусство Tatsumi Hijikata и они исполняют для него “Последний танец”.

Всегда приятно выступать на одной сцене с людьми, близкими по духу. А тем более танцевать для близких по духу. Я имею ввиду зрителей, которые приходят на наши выступления. Театр OddDance и Театр Poema уникальны тем, что они предлагают взглянуть на Butoh с разных сторон и прочувствовать его во всей его полноте. Я считаю, что петербургскому зрителю, попавшему 21 января в ЦВЗ “Манеж” на наши спектакли очень повезло, потому что это действительно большая редкость.

Лично для меня это событие было огнем. Огонь – это танец. Танец, рожденный душой. И каждый, кто вкладывает в него всего себя, продолжает жизнь танца во всем мире”.

Валентин Цзин, художественный руководитель Poema Theatre:

“В данном мероприятии задача была скорее не поминки великого мастера-основателя, а что-то созвучное рок-н-роллу, радости существования вне каких-то границ. Это была акция свободного высказывания. Именно свободного и немного провокационного. Поэтому мы даже вторглись в логово заслуженных художников России на закрытие их главнейшего события года – Выставки! Это и придало особый дух флэшмобности. Многие танцоры всего мира в этот день сделали что-то подобное – кто-то вышел на улицу, а кто-то остался дома, кто-то пошел наверное на работу в бондаже… Мы хотели наполнить воздух радостью. Надавили намеренно эклектичностью происходящего. Сымпровизировали что-то подобное карнавалу имеющихся танцевальных возможностей. Это мероприяти (я имею ввиду общемировой флэшмоб) спровоциоровали две наши знакомые – Валентина Ферраро и Соня Хеллер. Соня, кстати, приезжает в Россию в марте и делает с Poema совместный спектакль. Мы обязательно выдернем вечер из репетиций и сделаем что-то подобное, какое-то хулиганство наружу. Вибрация, которая случилась 21 января, мне кажется, достойным образом бросила вызов неожиданным холодам – эдак, мы здесь, хоть и мокнут у нас ноги, но даже в тяжелых сапогах, не остановим наш эстетический рок-н-ролл!”

 Текст: Полина Самсонова, Тома Москвичёва

Фото: Юлия Борисова

 

ОКОЛОтематические статьи, рекомендуемые к прочтению:

Тамара Москвичёва “Самое время для невербального искусства” (Интервью с Валентином Цзином)

Владислав Станкевичус “Бессознательное театра” (Рецензия на спектакль Poema Theatre “Горячая терраса”)

 

comments powered by HyperComments