Вы здесь
Главная > другие новости > PRO выживание современного искусства

PRO выживание современного искусства

16 сентября в Санкт-Петербурге открылся фестиваль «Современное искусство в традиционном музее», который ежегодно проводит фонд ПРО Арте.

IMG_1823IMG_1836В этом году проект празднует свой десятилетний юбилей – получается, самый старый городской музейный фестиваль, если верить буклету. За всё время существования в Петербурге им было представлено более 150 экспозиций российских и зарубежных художников, работающих в самых разных стилях.  На традиционных площадках – в известных и не очень музеях, мемориальных квартирах известных личностей на целый месяц создаются инсталляции, так или иначе перекликающиеся с основной экспозицией.

С погодой, на удивление, крайне повезло – торжественное открытие проходило в Петропавловской крепости, и тёплое сентябрьское солнце пришлось очень кстати, когда в воздух запускали музейную бабушку. К счастью, ни одна почтенная старушка не пострадала – бабушка была в виде огромной картины, выполненной из воздушных шариков, которые долго отказывались взлетать. Видимо, это символизировало сопротивление консервативных музеев смелому новаторству.

В этот раз в фестивале задействовано более 10 городских площадок – как уже принимавших участие (музей Анны Ахматовой, Артиллерийский музей, Музей гигиены), так и новички – ледокол Красин, Квартира путешественника П. К. Козлова и другие. Существенно облегчали посещение всех интересующих мест три бесплатных автобусных маршрута, организованных в первые два дня. На них с удовольствием ездили многочисленные и весьма бодрые бабушки, по непонятной причине составляющие основную массу посетителей фестиваля. То ли у старшего поколения тяга к современному искусству выше, то ли бесплатная развозка по музеям являлась определяющим фактором.

Осмотр экспозиций начинается в Петропавловской крепости. В каземате Государева бастиона фонд представляет краткую историю фестиваля от истоков до наших дней – выставлены избранные проекты прошлых лет: «Хор жалобщиков Петербурга», «Антарктическая миссия», «Ваня, иди домой!» и прочие, с не менее интригующими названиями.  Инсталляции дополняют фотографии из серии «как это всё было» и отзывы зрителей – от восторженных: «Самая концептуальная выставка в моей жизни!» до скептических: «Чушь какая-то».

Несмотря на хорошо налаженное транспортное сообщение (что, как показывает опыт других фестивалей подобного рода, редкость), всё объехать было трудно, да и не было особенной надобности. Хотя бы по той причине, что зачастую новаторские эксперименты существенно проигрывали постоянной экспозиции, которая, может, и замшелая классика, но всё же выглядит гораздо убедительнее и не нуждается в подробном описании концепта.  Закольцованное видео, на котором 16 бодрых полуобнажённых мужчин беспрерывно выполняют комплекс физических упражнений, в Музее гигиены, конечно, смотрится уместно, но стоящие рядом скелеты с пластмассовыми мышцами вызывают большую заинтересованность и отвлекают на себя внимание. Иногда конкурентом современного искусства выступает сама природа – как в музее Анны Ахматовой, во дворе которого Сергей Баловин представил проект «Природа» – развешанные среди деревьев сетки с фоторемейками картин И. И. Шишкина. Баловин прогулялся с фотоаппаратом по «шишкинским местам» в их современной интерпретации – с трубами заводов, многоэтажками на заднем плане и живописно разбросанными пластиковыми бутылками. Сквозь эти полотна просвечивает умиротворяющая зелень парка Фонтанного дома, которая радует глаз несравненно больше и не вызывает вопросов из серии: «Что хотел сказать автор?»

IMG_1845

Впрочем, пресловутая связь времён, которая провозглашалась главной целью фестиваля, всё же прослеживается, и некоторые проекты очень уместно вписываются в пространство традиционных музеев. Фотовыставка «Shanghai Lining» о нелёгкой жизни современного Пекина китайского фотографа Ху Янг в квартире исследователя Азии П. Козлова органично дополняет пыльные свитки тибетских рукописей и чёрно-белые снимки чумазых узкоглазых мальчиков. Однако это скорее исключение, чем правило.

Моё личное путешествие закончилось на ледоколе «Красин», на борту которого в самом тёмном углу и демонстрировался короткий, но впечатляющий фильм. На киноплёнке в режиме нон-стоп отважный норвежец Гвидо ван дер Верве шагает в 15 метрах от носа ледокола по Финскому заливу, и хочется думать, что в сторону «Красина».

Guido-Van-der-Nummer-Acht

Сотрудник музея, проводивший небольшую экскурсию по кораблю, подвёл группу к фильму в самом конце. До этого он много рассказывал о славном прошлом ледокола, демонстрируя карты, полезные ископаемые, чучело медведя и костюм полярника. Фильм же он прокомментировал коротко: «Красиво, но не верю». А в книге отзывов фестиваля на ледоколе стояла кривая размашистая надпись: «Ничего не понял. Ваня, 27 лет».

Анастасия Федорова

comments powered by HyperComments
Stankevich
2011-09-22 21:26:53
Жаль, что не увидел фестиваля. Скоро финал "Музейного олимпа" - вот это может быть очень интересно. Ты все это за один день что-ли увидела?
Анастасия
2011-09-26 19:27:09
ага но мне не понравилось