Мария Головина. Презентация воссозданного костюма Китайца из спектакля Всеволода Мейерхольда «Маскарад». Александринский театр. 27-е июня.
Многим любителям театра известен спектакль Всеволода Мейерхольда «Маскарад», премьера которого состоялась в Александринском, тогда ещё Императорском театре города Петрограда 25-го февраля 1917-го года. Дата знаменательная по всем нам понятным причинам.
Но не многие знают подробности судьбы спектакля-долгожителя, особенно те, что принадлежат послевоенному периоду. О том, с каким необычайным упоением играл Арбенина одурманенный ролью большой артист Юрий Юрьев, как часто по причине эмиграции сменяли друг друга артистки-Нины, как показывали спектакль после войны в концертном исполнении, без костюмов, которые, несмотря на известия о пропаже, сохранились именно благодаря Леониду Вивьену, — сегодня рассказывают научные сотрудники Александринского театра, проводя экскурсию по седьмому из восьми (или по другой версии – семи с половиной) залов музея русской драмы.
Неудивительно, что 27-го июля особое внимание было уделено именно головинскому залу – ведь вот уже второй год молодые художники – выпускники Санкт-Петербургской академии театрального искусства продолжают восстанавливать не сохранившиеся костюмы «Маскарада». В 2009-м году дебютировала Надежда Шехурдина – с женским костюмом Монты, на этот раз свою работу в Актерском фойе театра представила выпускница этого года, однофамилица Александра Яковлевича Головина, создавшего костюмы к «Маскараду», Мария Головина (курс профессора Т. В. Слёзиной).
Замечательно, что небольшую экскурсию провели по всем залам музея. Рассказ экскурсоводов был довольно лаконичен, внимание заострялось лишь на самых увлекательных деталях костюмов и реквизита, на самых выдающихся артистах. Буквально за полчаса: от бутафорского меча, на вид мало чем отличающегося от рядом представленного, старинного, выполненного из настоящей стали, до увеличенных копий театральных билетов 19-го века, найденных под старым деревянным полом в зрительном зале, от рассказов о казавшейся при поступлении в театр кроткой, но превратившейся в деспотичную приму – тургеневской Верочке и толстовской Акулине — Марье Гавриловне Савиной, до, наконец, того, почему спектакль «Маскарад» перестали играть.
А дальше спускаемся в актёрское фойе. Именно здесь в 19 веке собирались на театральные капустники артисты, здесь обсуждали спектакли, читали стихи, впоследствии здесь были представлены портреты артистов театра, логичным оказалось и то, что музей русской драмы театра взял своё начало именно здесь.
Для Марии Головиной воссоздание костюма Китайца из спектакля «Маскарад» — дипломная работа, подводящая итог её обучению на художника по костюмам. Она рассказывает о своём творении поначалу уверенно, потом местами чуть сбивчиво, но главное – искренне. Рассказывает о технологии изготовления костюма и аксессуаров, о процессе приобретения тканей и работе над ними, иллюстрируя свой рассказ слайдами с изображением эскизов Александра Головина, наконец, представляет и сам костюм. Долгожданно. Завораживающе. Издалека слышится звон колокольчиков, приближаясь, усиливается, и мы видим молодого человека в костюме Китайца.
От того, что был на эскизе Головина, он отличен, пожалуй, только цветами – у Головиной краски яркие, сочные, насыщенные. Пока Маша рассказывает о том, как тщательно она тонировала желатином белую ткань и почему перья на головном уборе изготовлены из нарезанной и вычесанной органзы, мы любуемся тем, что у неё получилось.
Финалом презентации – выход Монты, точнее девушки в костюме Монты, исполненном Надеждой Шехурдиной. Теперь коллекция Александринского театра пополнилась ещё одним воссозданным костюмом из мейерхольдовского «Маскарада», а Мария Головина получила заслуженный красный диплом и незаменимый творческий опыт.