Мы укрепим китайскую стену…

DSC_0487_resize3 июня в городе в «Юбилейном» состоялся очередной фестиваль «Наши в Городе», проводимый на берегах Невы с 2003 года. Фестиваль проходил на двух сценах. Первая, находившаяся прямо под открытым небом, была создана для прослушивания молодых команд, которые должны были: себя показать, честь новой музыки защитить и развлечь медленно набирающуюся аудиторию перед началом выступления хэдлайнеров с большой сцены. В спорткомплексе же выступали именитые корифеи, лидеры волны современной «Нашей» музыки – «Би-2», «Чиж и Ко», «Пикник», «Король и Шут», «Сплин», «Кипелов». Их выступления достаточно редко бывают неудачными,  - они уже просто не имеют права упасть лицом в грязь, именно поэтому о них сказать в целом нечего, кроме уже привычного «Лёва и Шура – красавцы! Шклярский неподражаем! Васильев – отрыв! Кишы выжали из толпы все соки! Я пел под Кипелова! А потом не пел под Кипелова!»В этом году ставка «Нашего Радио» была сделана в первую очередь на привлечение внимания слушателя к новым молодым музыкантам. Хотя, если подходить к вопросу более детально, то станет ясно, что акции, подобные этой, проходили и ранее – просто не так активно выставлялись на передний план. Почти на каждом крупном фестивале, проводящемся под эгидой «Нашего Радио», на сцене всегда были молодые «почти неизвестные» команды. «Так а в чём же тогда отличие?» -  спросите вы. Отличие в том, что в этот раз именно на эту составляющую фестиваля был сделан основной упор.В далеком 1999 году, когда время стадионного рока Виктора Цоя было почти забыто, а время Летова подходило к концу, в России не существовало культуры русского рока, как распространённого музыкального направления. Были люди, которые слушали «ДДТ», были люди, которые слушали «Ногу свело», но людей, способных слушать и то и другое, не споря, почти не было. Что уж говорить о том, что многие граждане о существовании группы «Ногу свело» даже не знали, равно как и о такой рок-команде, как «Король и Шут». В это самое время и появляется вера, надежда и опора всей альтернативной музыки в России – «Наше Радио».Мгновенно набирая аудиторные обороты, оно пробирается в наши магнитофоны по волне 101,7 fm в Москве и позднее по 104,0 fm в Питере. И сидит там, не выключаясь, долгими зимними и осенними вечерами. Оно поселяется в наши магнитолы – и вот уже из каждой седьмой машины звучит «Наше Радио. Сделано в России». На тот момент музыка из «Нашего Радио» несёт в себе некое духовное спасение от однообразия отечественной музыки, глоток чистого, не испачканного клыками надоевших «попсовиков»-кислородных вампиров, воздуха. С тех самых пор и до этих самых пор происходит его – того самого «Нашего радио» - необратимое для любого крупного «интересного» имени превращение в бренд.Направление «Русский рок» в музыке было столь востребовано в недалеком 1999 году неслучайно.  Всё очень просто – времена «железного занавеса» потихоньку уходили в летописные хроники. Граждане России, как выпущенные на волю животные, не знающие наречия других стран – тех, которые были ранее «врагами», и не имея ни малейшего представления о современной музыкальной и поэтической культурах развитого капиталистического мира, всматривались в сторону запада с опаской, так как были всё ещё не способны к равноправному «ты мне – я тебе» диалогу. Отсюда последовала эволюция тогда уже свободной, бесцензурной «почвеннической» музыкальной культуры, после которой и произошло продолжительное «варение в собственной соку». К слову, именно в то время начала набирать популярность группировка «Ленинград», но это уже совсем другая история. Главное – это то, что «Наше Радио», поймав нужный момент тогда, в некоторой мере само создало своим кропотливым и тщательным трудом моду на музыку, которую оно популяризировало сегодня.Вернёмся в 2011 год, в Санкт – Петербург. Вернёмся к новой акции «Нашего Радио» дня сегодняшнего. В течение всего года «Наше радио» отбирало молодых околороковых талантов с целью доказать стране и своим слушателям, что в России есть новое поколение интересных и способных по-новому заинтересовать слушателя музыкантов. После того, как в недавнем времени на  «Нашем Радио» засветился Игорь Растеряев, можно было бы подумать, что «Наше Радио» теперь занимается пиаром популярных в сети Интернет-фриков – самобытных и действительно свежих. Оставалось только ждать, что ещё чуть-чуть и мы увидим полноценный концерт, состоящий из талантов данного - странного, чудного и нового жанра, ан нет…На малой сцене, перед началом фестиваля, были заявлены команды: «Конвисер & Мптри», «Букинист», «Z.I.M.A.», «Bzik», «Кирпичи», «Radikkl Beatz», «Soularise», «Мураками». И в целом, несмотря на то, что концерта фриков не вышло, концепция была действительно вроде бы соблюдена – направления некоторых групп являлись новаторскими для широкого слушателя: «ню метал + эмо», «регги». С другой стороны, для того, чтобы не сильно «прогружать» неискушённого меломана, были представлены знакомые для любого слушателя частоты 104,0 fm, направления: «панк», «фанк», «скай». Для добавления коктейлю новаторской музыки ещё более привычного вкуса были приглашены «Кирпичи», выступившие, кстати, на «отлично!» На подогретой солнцем и алкоголем площади у «Юбилейного» малая сцена фестиваля начала свою работу в 15-00 по московскому времени.Музыканты, пытаясь «удивить» публику своим новым творчеством пели «про провода» и тяжёлый быт героинщиков. Пытаясь приблизиться к своим кумирам, орали задушевные песни в стиле «Muse», рычали как «Психея», панковали, как «Наив» и «П.Т.В.П.». Походили на группу «Пилот» и большое количество других русскоязычных групп сразу. Собравшаяся же в этот шикарный летний день у Дворца Спорта, публика вела себя так, как и положено вести себя публике на данном мероприятии. Юные «Кипеловцы» напивались в стороне от сцены, идейные панки «слэмились» под совершенно любую композицию, мужики в тельняшках «стреляли на сигарет и выпить». Прочий же заблудший сюда народ слушал, конечно, «ведь всё-таки бесплатно», но зевая, так как большинство текстов не знал, а музыку, подобную этой, уже где-то когда-то слышал.Действительно, по-настоящему самобытных проектов, по сути не было. В этом и заключался главный трюк акции. Несмотря на то, что был произведен общероссийский, компетентный, тщательный отбор, в результате которого были выбраны действительно «молодые» команды – то есть была соблюдена форма, суть осталась не выполненной. Результат - на сцене опять «клоны», а если и не «клоны», то люди, опоздавшие за общемировыми тенденциями лет так на 10-15, то есть неспособные удивить даже «нашего слушателя», также отстающего от запада, но лет на 5.Одна из основных позиций современного «Нашего Радио», несмотря на проводимые меры по обновлению контента ротационных групп такова: «Мы должны создавать для людей возможность и условия получать удовольствие от их любимой привычной музыки, ведь «Наше Радио» – это музыка для наших людей» (программный директор «Наше Радио» Алексей Глазатов). В таком расставлении приоритетов: сначала знакомое и любимое, затем новое и интересное,  нет ничего предосудительного – можно даже робко высказать мысль о том, что «Наше Радио» - это, собственно, и не радио уже, а новый ретро-стиль русскоязычной музыки. А это, как ни крути, уже феномен, причём феномен общемирового значения, и следовательно проект, направленный на приобщение слушателей к новому и интересному, удался. Все собравшиеся 3 июня 2011 года на этой ветреной и солнечной площади, стали свидетелями зарождением именно этого нового  стиля. Но, к сожалению, нет добра без худа…Ни для кого не секрет, что наша страна - это страна со своим, с одной стороны  давно сложившимся, а с другой стороны, только складывающимся  уникальным менталитетом. Менталитетом, до сих пор обособленным от западных и восточных культурных веяний. Именно поэтому граждане РФ, с одной стороны «защищены от гадости», а с другой, вынуждены находиться в «блокаде идей», которую в своё время создало для ограждения от запада цензурой Советское Правительство, а потом, переложив этот груз на себя, взяло «правительство отечественного масс-медиа», которое любит делать деньги исключительно на том, что само «выращивает» и продаёт. В этом плане не хотелось, чтобы «Наше Радио» постигла та же участь что и многие другие интересные проекты нашей страны и оно не превратилось бы в «машину для формовки куличей, с целью выдать их за искусство».В качестве постскриптума

…На сцену поднялись «Мураками». Их выступлением завершался концерт на малой площадке. Так как группа «Мураками» уже некоторое время находилась в ротации «Нашего Радио», скучающие зеваки, узнав знакомые мотивы, поплелись ближе к сцене, иные, готовясь ко входу в «Юбилейный» слушали «Мураками» фоном, экстренно допивая пиво, панки всё так же слэмились…Если воспринимать группу «Мураками» как полноценный музыкальный коллектив, мы не найдём ни в звучании инструментов, ни в голосах солисток, ни в тексте никакого принципиального новаторства, мы найдём там лишь то, что уже видели много-много раз, и поэтому любим. Но если воспринимать их творчество лишь в свете проводимой «Нашим Радио» акции, которая гласила: «Мы ищем таланты!», становится предельно ясно – именно у этой группы «штандарт», «флаг» современной идеологии музыки в новом стиле «Наше Радио». «Мураками» искали год, и теперь они здесь поют и танцуют для нас, пытаясь собственным творчеством определить рамки того, что может являться одновременно новым и популярным искусством от музыки здесь и сегодня. Диляра Вагапова поёт, синхронно с изложенными выше размышлениями несутся её слова: «Мы построим Китайскую стену! Камень за камнем… Камень за камнем…», даже не подозревая, что стена уже лет так 13 как возведена.

Текст: Виталий Киржаев

Фотоотчёт: Belka R-ich

DSC_1406_resize

DSC_1380_resizeDSC_1342_resizeDSC_1329_resizeDSC_1296_resizeDSC_1229_resizeDSC_1185_resizeDSC_0800_resizeDSC_1056_resizeDSC_0960_resizeDSC_0869_resizeDSC_0866_resizeDSC_0846_resizeDSC_0802_resizeDSC_0765_resizeDSC_0752_resizeDSC_0719_resizeDSC_0716_resizeDSC_0697_resizeDSC_0681_resizeDSC_0672_resizeDSC_0604_resizeDSC_0588_resizeDSC_0544_resizeDSC_0523_resizeDSC_0496_resizeDSC_0449_resizeDSC_0436_resizeDSC_0409_resizeDSC_0407_resizeDSC_0390_resizeDSC_0345_resizeDSC_0334_resizeDSC_0329_resizeDSC_0319_resizeDSC_0307_resizeDSC_0278_resizeDSC_0240_resizeDSC_0229_resize

Отзывы

Комментариев: 0

  1. Виталий Киржаев

    Stankevich,
    полностью согласен с вашим дополнением. И «До 16 и старше», была очень прогрессивным и интересным проектом, и «1 канал» делал все что мог, раскручивая новые имена «волны Земфиры», и даже Балабанов своими «Братьями» внес не последнюю лепту, но именно «Наше Радио» построило бренд на том, на чем другие изначально просто зарабатывали деньги — а «Наше Радио» зарабатывало имя, чтобы потом заработать деньги на себе.

    Также не будем забывать, что материал статьи — это высказывание о целевой аудитории «Нашего Радио». А она, будем честны, как правило консервативна и не особо «поворотлива» в сети, иначе бы мы ничем не отличались от Запада (наш менталитет, он пока ведомый).

    И я не в коем случае, не хотел преувеличивать роль этого крупнейшего, одного из самых стильных, удачного, почти культового(нужное подчеркнуть) лейбла — а именно «Наше Радио». Просто статья — это взгляд на акцию, которая должна была нам дать кислорода в среде музыкальных СМИ «старого» формата, но прорыва не произошло. (о чем в целом вы также упомянули, поэтому не могу не согласиться)

  2. Stankevich

    Хорошая, дельная статья. Однако не могу согласиться с исторической ее частью. Не стоит преувеличивать значение Нашего радио. И Земфиру, и Би-2, и Сплин — раскручивали люди Первого канала, в то время, когда Наши еще были не в той весовой категории… Эта Новая новая волна возникала при поддержке программы «До 16-ти…».
    В конце концов, сейчас нет проблемы «идеологической блокады». Информационное общество с его «Ю-тубом», «Торентами», «Фейсбуком» и проч. и проч. — все это позволяет находиться в тех же временных координатах, что и весь мир. Русские пираты девяностых издавали новые альбомы ВСЕХ кого угодно чуть ли не раньше, чем официальные лейблы! Проблема, как мне кажется, в том, что слушать новую музыку — это не писать ее. Это проблема художественная.
    Именно преувеличение роли Нашего радио дает несколько однобокий взгляд на порядок вещей. Это радио не является монополистом, у него свой четкий формат (кстати, весьма точно охарактеризованный в этой статье), однако есть и другие: радио Рокс, был Мороз-рекордс, A-one, есть куча других лейблов, персонажей и событий.
    Хотя совершенно понятно, что речь идет о фестивале Нашего радио и авторский упор сделан на него.

  3. lovalu

    Я в этом году не поехал. И вправду, на свежем воздухе ничего нового нет. А на главной сцене очень душно, чтобы кости размять.
    Понравилась фраза «Наше Радио» — это и не радио уже, а новый ретро-стиль русскоязычной музыки»)

  4. Наталия

    Спасибо за статью!
    Давно уже не вижу в современном русском роке ничего живого. Всё одно и то же… И суть ушла, и смысл и то, ради чего. Рок стал той же попсой, только звучащей несколько иначе. Ну прикольно, ну драйвово (местами), а духа-то нет… И Король и Шут пять лет поёт одно и тоже.

  5. Настя

    ну фотографии……..!!!!!!!!!!! Как всегда!

  6. Никадимус

    ЕЕЕЕЕ )Было весело!!!

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения