Последний "Крик" Крэйвена

Пятнадцать лет назад Уэс Крэйвен, признанный классик хоррора, сделал почти невозможное: снял тонкую пародию на собственные фильмы. Трилогия "Крик", при всей своей внешней простоте, представляла собой многослойное постмодернистское полотно, наполненное самоцитированием и иронией. Полностью соблюдая канон "подросткового ужастика", Крейвен при этом вывел его на совершенно новый уровень, наделив своих героев возможностью творить сюжет наравне с автором.

крик1

Если две первые части выдержаны в стиле жанра хоррор, где предсказуемый сюжет, схематичная игра актеров и осознание героями своего существования указывают на определенный уровень условности происходящего, понятный только синефилам, то третий фильм - неприкрытая комедия, в которой Крэйвен наконец-то раскрыл карты широкой аудитории. Сказать больше было нечего - идея доведена до абсурда, трилогия вдоль и поперек раскритикована масс-медиа (первая часть "Очень сташного кино" являет собой смелый эксперимент в жанре "пародия на пародию"), но, тем не менее, приобрела культовый статус как среди поклонников хоррора, так и вреди киноманов в целом. Сегодня, полтора десятка лет спустя, "Крик" возвращается. Зачем? Чтобы окончательно проститься с девяностыми. Семидесятидвухлетний Крэйвен смекнул, что подросткам, смотревшим трилогию в кинотеатрах или на заезженных кассетах из видеопроката, теперь впору вступать в экзистенциальный кризис и активно ностальгировать по прожитым годам. Что же, вполне подходящий повод вспомнить один из своих самых громких проектов. Оригинальные герои первых "Криков" вступают в эру мультимедиа, в которой они с трудом выживают: Сидни Прескотт так и не научилась не доверять людям, Гейл Райли истерично пытается собрать осколки былой славы, на Дьюи Райли смешно и больно смотреть: такое ощущение, что он может рассыпаться в труху в любой момент. Они уже не так быстро бегают и не так задорно кричат. На смену им приходят новые герои фильмов ужасов - юные и стройные, самоуверенные и экзальтированные в куда большей степени, нежели их предшественники, самозабвенно погибшие от рук маньяка в маске призрака в далекие девяностые. Они владеют новейшими гаджетами, они прекрасно знают, что продолжения теперь не в моде - в моде «римейки», им самим неинтересен старый добрый хоррор, слэшер они находят более забавным. Они не знают только одного: играть придется по чужим правилам, ведь их поместили в реальность "Крика" девяностых. Этих жертвенный ягнят Крэйвен приносит на алтарь прощания с эпохой "пепси, пейджер, ЭмТиВи". Как и в случае с первыми "Криками", посыл режиссера размыт - в картине зашифровано послание зрителям предыдущих частей, но, в то же время, она будет интересна и новым зрителям. Кто-то увидит в ней только не самый умный хоррор, а кто-то копнет глубже и неизбежно впадет в состояние ностальгии по тем временам, когда он еще толком и не жил. "Крик-4" - памятник девяностым, прекрасно отражающий саму суть этого десятилетия: нелепый, потому что постмодернистский, наивный и в той же мере жестокий, унылый, хотя и забавный, вторичный, но, тем не менее, оригинальный.

Даша Климова

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения