Вы здесь
Главная > Около > Чемпионат с дивана. Заметки о фигурном катании в нефигуральных выражениях. Часть II

Чемпионат с дивана. Заметки о фигурном катании в нефигуральных выражениях. Часть II

P4305197

28 апреля

Второй день соревнований. Впереди все те же – мужчины и пары, но уже с произвольными программами. Сегодня многое решится, в том числе и для нас, сегодня будут разыграны два комплекта наград. И так хочется верить, что хоть что-то достанется и россиянам…

После вчерашнего почти десятичасового марш-броска мое внимание чуть-чуть притупилось. Энергия же болельщиков, собравшихся на трибунах, а большинство из них и накануне провели в «Мегаспорте» весь день, похоже не иссякла. После прокатов, в своих блиц-интервью, некоторые спортсмены даже жаловались на то, что аплодисменты зрителей заглушали музыку!

Мужское одиночное катание. Произвольная программа

Первым обратил на себя внимание фигурист из Канады – растрепыш Кевин Рейнолдс. И хотя он занял всего двадцатое место, этот парень привлек внимание хотя бы тем, что начал прыгать на соревнованиях  четверной прыжок гораздо раньше Патрика Чана. Как ни странно, вполне романтическая композиция на музыку Штрауса подошла этому рыжему хулигану, заявившему два квада – тулуп и сальхов. Однако, ни один четверной ему в этот раз не покорился…

Вновь приятно удивил Хавьер Фернандес, сумевших прыгнуть оба четверных, сорвав, правда, после этого на радостях тройной тулуп. Экспрессия, стопроцентная погруженность в образ, одним словом, талант в купе с отличной технической составляющей, продвинули его с четырнадцатой позиции на десятое место. Николай Морозов, мысленно прокатывающий у бортика всю программу вместе с Хавьером, видимо сумел загипнотизировать испанца так, что сам остался доволен его выступлением. И немудрено: Фернандес побил личный рекорд, заработав на восемь баллов большего предыдущего “personal best”.

Бельгиец Кевин ванн дер Перрен на сей раз не блеснул, несмотря на то, что из трансляции в трансляцию комментаторы не устают награждать его всяческими лестными эпитетами. Денис Тен, упав с четверного тулупа и порядком навалявший в прыжках, поменялся местами с Фернандесом, улетев на четырнадцатую позицию. Скатился несколькими строчками ниже и Томаш Вернер, оказавшись за пределами десятки сильнейших. Танцевавший под Майкла Джексона чех, пал на одно колено на первом же прыжке. Это можно было бы списать на его почтение к гению Джексона, который вышел в его исполнении немного брутальным, в силу фактуры фигуриста, но виной всему стала банальная техническая ошибка: Вернер слишком рано «раскрылся». Однако во второй части программы прыжковые элементы ему в большинстве своем все-таки покорились.

А вот Брайан Жубер, вчера, мягко говоря, не восхитивший своим катанием, в произвольной программе возложенные на него надежды вполне оправдал и немного улучшил результат. Несмотря на то, что француз остался далеко за тройкой призеров, прыгнув в турнирной таблице лишь на две ступени выше Фернандеса, в самой программе прыгал очень даже неплохо, хотя и остался без четверных. Жу легко выпорхнул на тройной лутц; затем последовали тройной аксель, каскад тройной риттбергер – тройной тулуп и еще прыжки… видимо на этот раз романтико-патетическая девятая симфония Бетховена сумела-таки разбудить его некогда электронное сердце «перезагрузчика» Матрицы, и «Ода к радости» подняла его надо льдом. Подтвердилось вчерашнее впечатление: Брайан поменял стиль. Даже в его костюме с кружевным нежно-голубым верхом не было признаков воинственной романтики, а была попытка создать некий лирический образ.

Михал Бржезина, блестяще исполнивший квад: высоко, с хорошей амплитудой, опять не «зацепил». «Американец в Париже» был придуман довольно изобретательно, исполнен артистично, но…  то ли музыка Гершвина, как говорится, «на любителя», то ли в моем понимании она не слишком подходит Бржезине, не знаю…

Сразу за Бржезиной в турнирной таблице расположился Набунари Ода, оставшийся без каскада три-три. Ода так увлекся прокатом, что просто обсчитался, выполнив лишний тройной тулуп. Такое с ним уже случилось однажды. Тем обиднее было повторить ошибку, цена которой исчислялась призовым местом на мировом первенстве. В итоге, со второго Ода откатился на шестое место.

Патрик Чан снова оказался на высоте и в прямом и в переносном смыслах. «Фантазия» Вебера, принесла канадцу сразу два мировых рекорда: по итогам произвольной программы и по сумме баллов Чан безоговорочно запрыгнул с двумя четверными на высшую ступень пьедестала, не оставив соперникам никаких шансов себя победить. Чан буквально летал по льду. Программа была исполнена мощно, выразительно, экспрессивно и… с фантазией!

«Человек без нервов» — Артур Гачинский обманул ожидания и публики и федерации, правда, в лучшую сторону. Юному питерцу прочили от силы место в десятке, но Гачинский пошел дальше: чисто и уверено откатал произвольную программу, став третьим в общем зачете.  Выступление, в котором Артур продемонстрировал не только полный набор сложнейших элементов, но и интереснейшую, в определенном смысле интеллектуальную хореографию, захватило, едва ли, не больше, чем выступление Чана. И это притом, что музыка Д. Шостаковича из «Барышни и хулигана» не столь проста для интерпретации. Профессор Мишин после выступления своего подопечного победно потрясал кулаками и очевидно был доволен тем, что последний сумел улучшить свой personal best на целых двадцать пунктов.

Выступавший следом за Гачинским Дайсуке Такахаши, сошел с дистанции в самом начале: на первом же прыжке изобразив элегантную бабочку, японец отправился к судьям демонстрировать свой конек. А демонстрировать было что: судя по всему, у японца разболталось лезвие, и бедолаге пришлось вооружиться отверткой. Укрепив нижние этажи, Такахаши вновь отправился в бой. Однако каскад четыре-три он уже потерял, а потому составить конкуренцию русскому парню не сумел.

В итоге, за собрата по команде отыгрался Такахико Козука, неожиданно для многих завоевавший серебро, тогда как чемпион Европы, француз Флоран Амодио, оказался лишь седьмым.

Парное катание. Произвольная программа

Пары также осуществили в этот день второй и последний подход к медалям. И тут, конечно же, главная

Татьяна Волосожар и Максим Траньков
Татьяна Волосожар и Максим Траньков

интрига заключалась в том, как же сильнейшие фигуристы поделят между собой  первые пять мест. По итогам короткой программы все три российские пары, одна за другой, плотно заняли места с третьего по пятое.

Первыми выступали Алена и Савченко и Робин Шелковы. Вопреки скептическому настрою по отношению к этой паре после неудачного исполнения «Розовой пантеры» на Чемпионате Европы, где Алена просто сорвала вращение (надо сказать, что на моей памяти, даже среди пар из второй десятки такого не случалось), принесшего им, однако, золото, в этот раз фигуристы сумели увлечь своим катание. Сложная и необычная программа, включившая подкрутку четвертого уровня, выброс тройной флип, каскад тройной тулуп — тройной тулуп и, в довершение, выброс тройной сальхов буквально на последних секундах проката, была исполнена чисто и выразительно. Алена и Робин «зажгли по полной», став, в итоге, лидерами турнира в третий раз за свою карьеру.

Действующие же чемпионы мира – китайцы «Пинг-Понг» (Кин Панг – Ян Тонг), откатавшиеся под «Грезы любви» Ференца Листа, не были безупречны и проиграли чемпионам по сумме аж четырнадцать баллов! Их грезы в кроваво-алых тонах, напоминающих последние закатные всполохи, лиричные, переданные, казалось,  в плавных движениях, почему-то навели на парадоксальную ассоциацию с «Революционным этюдом» Шопена, переведенным на язык мелодрамы. Сказался, видимо, подсознательный стереотип о Китае как о стране красных флагов.

Вера Базарова и Юрий Ларионов, выбравшие для своей произвольной мелодию олимпийского золота Солт-Лейк-Сити – саундтрек к «Человеку в Железной маске», под который в свое время побеждал Алексей Ягудин – несмотря на падение Веры на первом же выбросе, укрепились на пятой позиции. В их исполнении чувствовалась рука мастера – Николая Морозова, но нервы дали о себе знать: молодая пара совершила еще несколько ошибок и все-таки уступила четвертое место более опытным Юко Кавагути и Алекандру Смирнову, программа которых выглядела просто завораживающе. Почти танцевальные комбинации шагов, сложнейшие прыжки, поддержки и… непрерывные линии, заставляющие следить за ними, затаив дыхание. Это плавное скольжение, построенное на хореографическом legato, напомнило выступления Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова, которые, казалось, чертили бесконечности на льду. Обидное падение, на этот раз не партнера, – партнерши, не дало им возможности подняться в этот вечер на пьедестал.

Настоящими же триумфаторами вечера в «Мегаспорте» стали Татьяна Волосожар – Максим Траньков, завоевавшие для России серебро среди спортивных пар. Практически идеальная программа «Ромео и Джульетта», в которой отточенность элементов сочеталась с глубоким проникновением в образы, вызывала бурю эмоций даже по ту сторону телевизионного экрана, что уж говорить о московских зрителях, взрывающихся аплодисментами чуть ли не на каждом элементе.

29 и 30 апреля

Женское одиночное катание. Танцы

Последние два соревновательных дня, увы, медалей нам не принесли, но не рассказать о них, хотя бы кратко, было бы кощунством. Блестящие выступления Алены Леоновой в обеих программах, которые запомнятся не только ей, целовавшей после проката от счастья лед, но тысячам зрителей; сильный в короткой и чуть более робкий в произвольной прокаты Ксении Макаровой, показали, что наши девушки, если еще и не поравнялись  с сильнейшими мира сего, то, по крайней мере, готовы бороться с ними на равных. А ведь бороться на равных с Микки Андо, Юной Ким и даже бронзовой призершей этого чемпионата мира – Каролиной Костнер – задача, на сегодняшний день, не из простых.

Елена Ильиных и Никита Кацалапов
Елена Ильиных и Никита Кацалапов

В танцах первые два места, еще до начала соревнований негласно были отданы на растерзание канадцам Тесе Вирчу – Скоту Мойру и американцам Мерил Дэвис – Чарли Вайт. И по прошествии обоих выступлений их лидерство вопросов не вызывало. Особенно поразила произвольная программа канадцев – латиноамериканский танец, сколь неожиданный по образам, столь органично прозвучавший в исполнении этой пары. Интрига же сохранялась среди прочих трех-четырех, выступающих под флагами триколоров, исполненных в различных цвето-порядковых комбинациях: россиянами Екатериной Бобровой – Дмитрием Соловьевым и Еленой Ильиных – Никитой Кацалаповым, а также французами Натали Пешала – Фабьеном Бурза и итальянцами Анной Каппеллини  — Лукой Ланотте. Наши пары, набравшие замечательную форму в уходящем сезоне, увы, продемонстрировали не лучшие свои прокаты – кто-то в силу усталости, а кто-то в силу неопытности. Оглушительные, от всей души, аплодисменты русского зрителя, сбившие Никиту Кацалапова в самом начале программы, так и не дали паре не столько догнать музыку, сколько догнать самих себя и продемонстрировать свой истинный класс катания. Великолепную четверку разбавили опять-таки канадский и американский дуэты, где вновь «верх» и бронзовую медаль взяли американцы – новички чемпионата мира, брат и сестра Шибутани. В итоге, американские континенты заполнили собой пьедестал, косвенно представив на нем и наше отечество едиными в лицах всех трех пар наставниками Игорем Шпильбандом и Мариной Зуевой.

Ольга Чепурова

comments powered by HyperComments