Вы здесь
Главная > Кино > В поисках крупного плана

В поисках крупного плана

Свалка /Waste Land/2010/99’00. Режиссёры: Люси Уолкер, Карен Харли

1Документальный аналог «Миллионера из трущоб», как назвал его «Huffington Post», фильм Люси Уолкер и Карен Харли «Свалка» по числу наград  ничем не уступил своему «художественному двойнику».  Однако это, пожалуй, единственный критерий, по которому их можно сравнивать. В сюжетном отношении они далеки друг от друга.

«Свалка» – это скорее фильм-репортаж, не претендующий на выдающееся формальное воплощение. Язык его предельно прост, порой до обидного. В центре фильма – история популярного современного художника Вика Муниза, который из своей благоустроенной Нью-Йоркской квартиры отправляется прямиком на самую большую свалку мира Жардим-Грамашо, находящуюся на окраине Рио-де-Жанейро, чтобы создать серию портретов катадорес, или обитателей свалки.

История это предваряется выступлением художника на одном из ток-шоу, где он объясняет суть своего 2метода. По словам Муниза, человек – это то, с чем он сопряжён, это тот материал, с которым он работает. Серьёзное заявление, учитывая то, куда отправляется Мунис. Однако там, на свалке, из мусора и отбросов рождаются картины «Мадонна с младенцами» и «Смерть Марата», цена которых определяется десятками тысяч долларов. Некоторым из обитателей свалки эти деньги позволили начать новую жизнь, другим они дали возможность взглянуть на себя по-новому и осознать ценность существования. Наверное, в этом и есть современная история про Золушку, или миллионера из трущоб.

И всё же суть не в этом. Мгновение, когда одна вещь превращается в другую, — как говорит Муниз, — вот что главное. Чтобы увидеть человека, где бы он ни был; чтобы создать 4Мадонну, нужен крупный план. На общем плане фактура поглотит человека (муравьи, и те заметнее в песке, чем люди в горе пёстрого мусора). А камере абсолютно неважно, будь то свалка или гора алмазов. По сути, художник, создавая свои картины из грязи, говорит, что в жизни не хватает крупного плана. «Пришлось купить многое, чтобы избавиться от комплексов», — признаётся Муниз. То есть, пришлось обрасти кучей мусора (и затеряться на общем плане), чтобы почувствовать себя достойным. Таким представляется негласный закон нашего времени. И золушки тут ни при чём.

Екатерина Митяйкина

comments powered by HyperComments