Александр Володин. «Ящерица». Курс Владимира Норенко. Учебный театр на Моховой.
Далеко не всем по душе студенческие спектакли. Считается, что студентам не хватает технического профессионализма, да и глубины восприятия часто недостаёт. Но и аргументы «за» тоже присутствуют. Студенты больше стараются, и, зачастую, выкладываются намного полнее, чем «взрослые» актёры, больше времени тратят на проработку материала и спектакли в этом отношении могут оказаться гораздо продуманнее, благо, артистические идеи обычно приветствуются режиссёрами-педагогами. Спектакли «полноценные», особенно, уже годами идущие в театрах, часто теряют не только отпечаток отеческой руки режиссёра, но и вообще перестают нести какую бы то ни было эмоцию зрителям. Студенческие спектакли (по крайней мере, пока они студенческие) становятся со временем только лучше. Спектакль «Ящерица» курса профессора Владимира Норенко успешно идёт в Учебном театре на Моховой около полугода и уже успел полюбиться петербургскому зрителю. Конечно, громкой его премьера не была, но зал Учебного театра каждый раз практически полон, а это – верный признак того, что спектакль советуют друзьям и знакомым. И не зря – здесь по-настоящему есть на что посмотреть. В первую очередь, спектакль отличает крайне интересное прочтение володинского материала. В афише значится подзаголовок «детектив каменного века в двух действиях», и это полностью соответствует действительности – в спектакле чисто детективная завязка, решение конфликта, характерное для детективного жанра, а события развиваются по-детективному динамично. При этом первозданный текст Володина сильно переработан. Первое действие спектакля в оригинальной пьесе вообще отсутствует, всё оно целиком – изобретение режиссёра. Это влияет и на проблематику спектакля – в первом действии вводится ещё один конфликт – ответственность перед семьёй VS ответственность перед обществом. Эта линия находит своё развитие во втором действии и гармонично соотносится с другими сюжетными линиями, несмотря на отсутствие в тексте пьесы даже намёков на то, чтобы обозначить эту проблему. У зрителя, знакомого с материалом, возникает животрепещущий вопрос о цели этих метаморфоз, но справедливости ради надо сказать, что зритель, не читавший пьесы, не заметит никаких шероховатостей. Ещё одна немаловажная особенность спектакля – «осовремененность». Перед нами – достаточно современное действо. Но таковым оно является лишь по духу и актуальности проблем – атмосфера каменного века передана очень точно, а темы, затронутые Володиным, как правило, не теряют актуальности никогда. Эффект погружения в атмосферу достигается в основном за счёт танцев, в которых присутствуют как этнические, так и современные элементы. Под яркую, запоминающуюся музыку с чёткими барабанными ритмами студенты курса Норенко отплясывают так, что захватывает дух. Даже не приходит в голову судить о сложности танцевального рисунка – идеальная синхронность и эмоциональная наполненность завораживают в один миг. Вообще всё, что касается сценического движения достойно высокой оценки: и танцы, и акробатические элементы органично вплетаются в ткань спектакля. На фоне противостояния двух первобытных племён на сцене разворачиваются вневременные конфликты: борьба между родственными узами и любовью, любовью и долгом, проблема одиночества и неприкаянности, вопрос о понимании измены. То, как человек пытается их решить, и является основной темой спектакля. А финал и вовсе получился драматичнее и молниеноснее, чем финал пьесы. Несчастную Ящерицу не бросают в воду люди из полюбившегося ей рассудительного и мирного племени; её застреливают из лука – предмета, неожиданно ставшего для неё символом мудрости и семейного благополучия. Лук в спектакле формально выполняет ту же функцию, что и сеть в пьесе – является причиной, по которой Ящерицу посылают в стан врага. Но лук имеет дополнительное, многослойное символическое значение, с помощью этого образа-символа полнее раскрываются многие лейтмотивы спектакля. Да и выстрел из лука в финале смотрится гораздо эффектнее, что немаловажно именно для сценического действия.Текст: Виктория Манасевич
Фото: А. Будник
смотрела спектакль. после просмотра смотрела еще раз, приведя друзей) всем понравилось.
Ничего страшного. Дело же не в том, как всё это закончится.)
зачем концовку рассказала?) не все же смотрели =)
Материал пишется о том, о чём хочется написать, правда же? Можно, конечно, всё строить по одному шаблону кто-где-как, но едва ли это будет интересным. То, о чём спектакль, и манипуляции с материалом в данном случае мне показались несколько интереснее, чем его «техническая сторона».
Но пожелания и уточнения всегда принимаются.=)
А может больше о спектакле и сказать нечего, как только о стрельбе из лука? ГЫ
Насколько я понимаю, текст написан в жанре неких субъективных размышлений по поводу… Но, если честно, мне тоже не хватает конкретики. Не вырисовывается картинка. В тексте основной акцент — на сравнении материала, лёгшего в основу спектакля с материалом «первичным» — т.е. самой пьесой.
А как играли актеры? Так много написано об отличиях студенческого спектакля от «нормального» (ни с одним из которых я не согласен: спектакль — он и в Африке спектакль. Приведенная аргументация субъективна), а рассказано только о тематике спектакля, танцах и стрельбе из лука.
Как все это выстроено режиссером?
(Спектакля не видел)