Современный театральный фестиваль: идеальная театроведческая модель.

0_21de0_cf15ba0_XLТеатральных фестивалей сегодня действительно много: на любой вкус, цвет, - от широкомасштабных и популярных, национального размаха, собирающих всю так называемую театральную элиту (правда, каждый волен понимать этот термин по-своему) до тихих, почти что «уютных», местечковых, похожих на домашние актерско-режиссерские посиделки-капустники. Но от обилия количества порой страдает качество. Если совершенно забыть о менеджмент-составляющей таких мероприятий и дать волю художественному театроведческому взгляду, то, в первую очередь, задумываешься о цели и целостности любого театрального фестиваля. Обыкновенно, из-за неопределенности первого серьезным образом страдает второе, а организаторы фестивалей полагаются лишь на желание и возможность их организации, забывая о таких немаловажных понятиях как: необходимость и целесообразность. Часто из-за плохо «скроенных» фестивальных программ восприятие самых удивительных  спектаклей, привезенных на тот или иной фестиваль, абсолютно искажается. Ведь, несмотря на обилие фестивальных жанров, которые изобретаются по мере появления того или иного фестиваля на театральной карте России, размышлять стоит, в первую очередь, над созданием единой творческой материи любого такого мероприятия. Ибо театральный фестиваль – всегда целостность, создание нового, единого пространства, объединение, в результате которого происходит процесс обмена опытом, возможностями, творчеством. Как утверждает  справочник «Театральные фестивали России», сегодня существует около 11 жанров театральных фестивалей:
  • Интернет-фестивали
  • Конкурсы и смотры
  • Многожанровые фестивали
  • Фестивали и премии драматических театров
  • Фестивали любительских и студенческих театров
  • Фестивали моноспектаклей
  • Фестивали оперного, балетного и музыкального искусств
  • Фестивали спектаклей профессиональных театральных школ
  • Фестивали театров для детей и юношества
  • Фестивали театров кукол
  • Фестивали театров современного танца.
Конечно, не слишком ясно, по какому единому принципу составлен список жанров, но ясно одно – на практике все они перемешиваются. Думаю, что любой современный театровед хотел бы видеть лежащую в основе театрального фестиваля глубокую продуманность, сюжетность, четкую выстроенность, абстрагированную от организационных моментов, как бы абсурдно это ни звучало.  Каков принцип построения любого фестиваля? Фестиваль – как хорошо сделанная пьеса: с экспозицией, завязкой, развитием действия, кульминационным моментом, развязкой, эпилогом.  По желанию организаторов и в зависимости от жаровых особенностей могут присутствовать более или менее подробные ремарки и ненавязчивые описания сценической обстановки. Театральный фестиваль нельзя просто собрать,  его нужно аккуратно нанизывать на ниточку, постепенно и умело, логически. Кроме того, фестиваль, состоящий исключительно из спектаклей – весьма скучная вещь. Хорошо, когда программа насыщена мастер-классами, читками, пресс-конференциями, обсуждениями всего происходящего (примером тому Балтийский дом, или фестиваль Андрея Могучего, Володинский фестиваль всегда артистически насыщен: в промежутках между спектаклями в театральных фойе его устроители в сатирической манере воссоздают быт времен Александра Володина). К сожалению, проблема отсутствия таких немаловажных связующих компонентов заметнее всего в  регионах, хотя из этого правила случаются удачные исключения. В основном, они касаются тех городов, где театральная жизнь сама по себе насыщенна, самобытна. Сегодня мало действительно оригинально решенных театральных фестивалей, Золотая Маска и Софит – само собой разумеющиеся периодические мероприятия.  Помимо: фестивали моноспектаклей, фестивали, посвященные конкретному драматургу, режиссеру, региону, стране. Хочется фестивалей тематических, объединяющих между собой спектакли, возможно, абсолютно разные по форме, жанру, региону создания. Хочется, чтобы в основе фестивальной программы лежала ПРОБЛЕМА, волнующая и интересующая сегодняшнего, в особенности, молодого зрителя, проблема, способная усадить за один стол режиссера, артиста, только что отыгравшего спектакль, художника, театроведа, менеджера; проблема, которая, в собственном разрешении смогла бы уничтожить эти, так надоевшие всем «межцеховые барьеры». Обсуждение спектакля не должно ограничиваться высказыванием именитого театрального критика и приниматься в качестве истины в последней инстанции, оно должно быть выстроено логически, с возможностью предоставления слова любому участнику. Необходимо ведение так называемого дневника фестиваля. Мы редко задумываемся о том, в каком виде, состоянии, формате окажется преподнесенной информация о происходящем на фестивале нашим театральным последователям. Студенческие или полупрофессиональные фестивали и вовсе воспринимаются в качестве увеселительных мероприятий. Когда как именно данный этап нередко оказывается отличной старт-площадкой для будущих артистов, режиссеров. Сегодня мы видим, как вокруг спорных с художественной точки зрения спектаклей немедленно после их окончания разгорается спор между именитыми критиками в режиме он-лайн, за ними остаются гигабайты переписок, дельные и бессмысленные комментарии зарегистрированных и анонимных пользователей. В периодической печати выходят аналитические и обзорные статьи. Но мало где можно обнаружить цельное, серьезное, детальное отражение фестиваля. Фестиваль Балтийский дом традиционно издает буклет, в создании которого принимают участие студенты-театроведы. Случается, что выпуски этого «бортового журнала» представляют собой настоящий шедевр молодого лицезреющего, анализирующего и отражающего театроведа. Жаль только, что тираж фестивального буклета настолько мал, что его экземпляров порой не хватает даже всем авторам статей. Хотя ему все же удастся порадовать бездонные театральные архивы. Говоря о специфике театральных фестивалей с тетроведческо-художественной точки зрения, полностью абстрагироваться от организационного аспекта все равно не получается. Именно менеджмент-составляющая лежит в основе любого фестивального проекта. Малейшие «неточности» в организации программы - и результат оказывается, например, таким, как на фестивале «Балтийский Дом-2009». Тогда несколько спектаклей молодых режиссеров-учеников Римаса Туминаса, достаточно громко заявленных на пресс-конференции, шли на малой сцене театра в параллель со спектаклями других, весьма значительных прибалтийских режиссеров, не посмотреть которые большинство критиков просто не могли себе позволить. Таким образом, на спектакли молодых многие попросту не попали, и соответственно, не смогли их оценить. Еще один немаловажный фактор – отбор претендентов на участие в том или ином фестивале.  Здесь снова стоит сказать, что принципы, описываемые мною, касаются скорее идеальной модели театрального фестиваля, мало имеющей отношение к реально существующим ныне фестивалям. Это фактор жесткого, но при этом аккуратного, скрупулезного даже, отбора, непременно включающего в себя предварительный отсмотр видеозаписей потенциальных спектаклей-участников экспертным советом. А в целом, любой театральный фестиваль должен стать короткой и насыщенной жизнью для его создателей, жизнью, с заранее ограниченными сроками ее проведения, такой жизнью, в которую нужно вложить, той жизнью, которую можно предугадать от и до, и даже после.

Ирина Токмакова

ОКОЛОтематические статьи, рекомендуемые к прочтению:

Никита Деньгин «Павел Руднев: о володинском фестивале, фестивалях вообще и переменах в театре»

Никита Деньгин «В поисках «володинского»»

Николай Берман «Золотая маска-2011. Программа фестиваля»

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения