Райан МакГинли. Замораживание времени.

Райан МакГинли (Ryan McGinley). Фотограф. Нью-Йорк.

Ann_Slingshot_2007_45x30Фотографии МакГинли поют оду свободе и дифирамбы молодости, славят природу и воспевают движение. Запечатленные МакГинли невинные человеческие дети пляшут вокруг костров, прыгают со скал в реки, окунаются в водопады, питаются плодами деревьев, обнимаются с медведями, любят друг друга. И всё это они делают обнаженными. Они так далеки от цивилизации с её выхлопными газами, мобильными телефонами, айподами и айфонами, эскалаторами и троллейбусами, их лица излучают свободу, в глазах не просто искорки радости,- там целые созвездия неуёмного счастья. Современные копии Адама и Евы, - они словно в раю. Они абсолютно свободны, даже от одежды. Именно свобода от одежды всегда вызывает у людей неоднозначную реакцию на творчество Райана МакГинли. Что это?  Что это - яркое выраженная идея единства человека со вселенной, или же бессмысленная порнография? Чтобы получить ответ на этот вопрос, отмотаем киноленту  творчества МакГинли назад – посмотрим, как всё начиналось.Райан Дэвид МакГинли родился в 1977 году в городке Рэмси, Нью-Джерси. С раннего возраста его друзьями были экзальтированные маргиналы, скейтбордисты, геи, художники и фотографы, музыканты, находящиеся на творческой периферии. Их он и фотографировал. Днем он фотографировал их бегающими, резвящимися, катающимися на скейтах и велосипедах, гуляющими в парках, постоянно движущимися. Ночами запечатлевал, как они кутили, принимали наркотики, развратничали, в общем, реализовывали на практике известный принцип «живи быстро, умри молодым». Мистер МакГинли рассказывал, что фотографирование для него было игрой в подглядывание, в то время он ходил на вечеринки только ради необычных фотографий, которые представляли собой хронику молодости, почти документальные кадры на грани между наслаждением жизнью и дезориентацией. Райан уже получал высшее образование в Школе дизайна им. Парсона (Parson School of Design) по специальности «графический дизайнер», когда увлекся фотографией всерьез. «Я стал одержим фотографированием», - вспоминает он.С 1998 по 2003 год, когда он жил с друзьями в деревне Гринвич-Виллидж, он фотографировал всех кто её посещал. Просто писал имя, дату и время на каждом полароидном снимке и хаотично лепил их на стену. В конце концов, стены квартиры стали покрыты слоем полароидных фото. Теперь такие портреты разложены по датам в трёх сотнях чёрных папках и разложены по полкам в его студии.В 2000 году, ещё будучи студентом в школе им. Парсонса, он организовал Do-It-Yourself (дословно: сделай сам) выставку своих картин под названием «С детьми всё в порядке» (The Kids Are All Right) в здании Сохо, где когда-то была галерея Мэри Бун. В то время здание было на ремонте, и МакГинли использовал свободное место для создания своей выставки. Люди влюблялись в работы МакГинли потому, что он рассказывал историю об освобождении и гедонизме. Там, где Голдин и Ларри Кларк демонстрировали болезненные и тревожные картины о детях, которые принимают наркотики и ведут беспорядочные половые связи, МакГинли в первую очередь объявил, что «С детьми всё в порядке», что свобода и радость уже существуют, нужно только знать, где её искать.Райану пришла в голову предприимчивая идея – выпустить сотню настольных книг со своими фотографиями. Он продал пятьдесят книг за двадцать долларов на выставке и послал ещё пятьдесят книг фотографам, которыми он восхищался – в том числе Ларри Кларку и Нану Голдину, и редакторам журналов. Никто не знал, кто он, а после того, как он разослал всем свои книги – о нем заговорили. Его сразу заметила Сильвия Вульф – куратор музея американского искусства им. Уитни (Whitney Museum of American Art). Хоть использование печатных материалов – явление вполне типичное для его технически подкованного поколения, но своеобразное графическое оформление отличало Райана от других фотографов. Сильвию впечатлило то, как МакГинли сочетает в своей работе фотографию и графическое искусство, и она организовала ему персональную выставку в музее Уитни, он стал одним из самых молодых фотографов, удостоившихся этой чести.Получив копию «The Kids Are All Right», редакция журнала «Индекс» сразу ответила Райану заданием y_4fd325a2сфотографировать музыканта Момус в Берлине. Он очень нервничал, ему тогда шел всего 21 год. И это был первый раз, когда ему пришлось фотографировать кого-то, кого он не знал, ему было сложно сделать фотографии незнакомца похожими на фотографии своих друзей. Сначала Райан спросил, не будет ли Момус возражать, если он попросит его снять свою рубашку, а затем, если его подруга разденется до нижнего белья. Они это сделали. Движение, динамика, скорость - визуальная сторона работ МакГинли, и его карьера тоже быстро движется. В следующем году в Museum of Modern Art были выставлены его новые работы. Он также был назван фотографом года в 2003 году American Photo Magazine. В 2007 году он был награждён премией, как Молодой Фотограф в Международном Центре Фотографии. «Я действительно много работаю, я постоянно поглощен фотографированием. Я посвятил всю свою жизнь этому. Я не чувствую каких-либо ожиданий от кого-то другого. Я делаю это для себя. Я делаю искусство для себя в первую очередь. Я делаю это, потому что это картины, которые я хочу видеть. Я делаю фотографии, которые еще не существуют. Я дарю им жизнь», - сказал МакГинли в интервью для «New York Times».Со временем Райан набрался опыта и стал смелее. Когда Esquire поручил ему снимать Роберта Франка, известного фотографа, МакГинли уже не испытывал прежнего волнения. Хотя их взгляды на фотографирование расходились – МакГинли убежден в том, что процесс съемки ничем не хуже, чем процесс редактирования, а Роберт Франк ценит только моменты щелчков фотоаппарата и никогда не редактирует получившиеся фотографии. Позже МакГинли признался, что господин Франк раздражал его. «Я просто начал фотографировать, и представлять, что звук затвора – это звук пулемета». Парадоксально, но позже МакГинли перенял способ фотографирования у Франка, его фотографии изменились – он стал ловить подлинный момент, чувство движения, пытаться запечатлеть в композиции анархию формы и хаос бытия.y_a5934e59Ранние работы и настольные книги МакГинли похожи на интимные дневники. Что, в принципе, весьма характерно для Интернет-поколения, но у просто блоггеров, ведущих фото-дневники, нет ни таких профессиональных навыков, ни таких амбиций. К тому же, признаем то, что в современном сетевом мире половина людей страдает духовным вуайеризмом – им нравится узнавать подробности чужой личной жизни, смотреть "Дом-2", подглядывать за другими, читать чужие дневники. Другая половина страдает духовных экзгибиционизмом – им нравится выставлять себя и свою жизнь на всеобщее обозрение, делиться всем и со всеми, обнажать свою душу и тело. Каждый в разной степени страдает этими недугами, и блоггеры – это всегда маленькие экзгибиционисты. Но МакГинли не выставляет себя напоказ, сначала он  становится свидетелем приступа экзгибиционизма других людей, он ищет их и находит, по-вуайеристски подглядывает за ними, а потом уже на высоком профессиональном уровне показывает результаты своего подглядывания публике.Но работа, которую он начал после выставки в музее им. Уитни существенно отличалась от его ранних работ. Как и его ранние работы, эти образы были документальными. Райан был подобен скрытой камере. Но потом он начал направлять действия своих моделей самостоятельно, он устал ждать, когда будут происходить картины и поэтому начал делать всё так, чтобы картины случались сами.Летом 2007 года МакГинли вместе с группой из восьми друзей, которые и служили ему в качестве моделей для съемок, и двумя персональными помощниками, разместившись в двух фургонах, пересекли Соединенные Штаты. Группа друзей-моделей менялась на каждом берегу, пока проходил их маршрут от Нью-Йорка до Калифорнии. МакГинли платил моделям дневной тариф, платил за питание и проживание каждого, а также рейсы домой. Эти поездки МакГинли сравнивает с маленьким производством фильма, потому что за три месяца поездки он потратил около 100 000 долларов на всё.Он сам продумывал план кинематографической постановки, заранее знал о плавательных и «тарзаночных» местах, в которые он заманивал своих друзей-моделей. Чтобы расслабить своих моделей, настроить их на спонтанное позирование на камеру, Райан собрал буклеты с картинками из старых книг по биологии и журналы про нудистов 70ых годов и показывал им и обсуждал с ними, после чего модели чувствовали себя комфортнее. Он не изменял себе, продолжал изображать счастливую и беззаботную молодежь в формах истинно натуралистических. Но теперь уже и на натуралистическом фоне, в лесу, на полях, в воде. Молодежь рубит дрова, молодежь карабкается на дерево, молодежь танцует под дождем, молодежь взрывает фейверки, молодежь прыгает со скал в воду и т.д. Фотография - это замораживание момента времени. Молодость и красота – явления самые мимолетные и скоротечные, как и моменты радости и улыбок, как моменты полёта, именно их и сохраняет МакГинли на своих снимках. Во время этих летних автомобильных поездок МакГинли снимал по 20- 30 пленок в день, в итоге создал более 150 000 фотографий, из которых только 50 самых лучших отобрал для выставки.Новая выставка его работ получила название «Я знаю, где лето» (I Know Where the Summer Goes) , она состоялась уже в 2008 году. Эта выставка имела большой успех, видимо люди уже тогда пресытились урбанизмом в работах других модных фотографов. Эти фотографии были глотком свежего воздуха не только в искусстве, но и в ощущениях каждого смотрящего на них, от фотографий исходит такая свежесть, такая свобода, что при их созерцании и в самом деле будто бы легче дышится. Фото чужды всякой меланхолии, полны жизненных сил. Эти фотографии словно зовут нас пуститься в странствие. Мы видим голые тела и голые души путешественников, которые странствуют не только телами, но ведут и духовный путь, куда они движутся? Эти фотографии соблазняют нас чудесными заливами, искрами костров, каньонами, водопадами, обросшими наплывами кристальной воды. Манят нас одетыми в зеленое деревьями, скалами и подводными глубинами, розовыми волнами, солнечными бликами на счастливых и румяных лицах. Всё это похоже на утонувший во времени корабль, который один и может увезти куда-то. Мы смотрим на фотографии со всех сторон и, сами того не подозревая, мечтаем стать пассажирами этого метафизического корабля. Потому что он увозит от небытия.Эти работы МакГинли контрастируют с работами большинства фотографов. Представьте себе те же самые фотографии, но только если бы люди на них были одеты. Мы сразу увидим нечто иное, мы увидим, насколько чуждым в своей независимости от нас является камень, как далеки от нас вода и облако, прыгнуть со скалы уже кажется неразумным ребячеством. Мы увидим, с какой интенсивностью нас отрицает природа, самый обыкновенный пейзаж. Кажется, что основанием любой красоты является нечто нечеловеческое. Но МакГинли дает понять в своих работах, какой неотъемлемой частью природы и красоты является человек. В его работах все окрестные холмы, мирное небо, кроны деревьев тут же теряют иллюзорный смысл, который мы им придавали, они сразу становятся чем-то родным, близким, понятым и единым с нами самими. МакГинли возвращает нас во времена Адама и Евы, окунает нас в некое подобие потерянного рая, от которого мы сами с каждым днем отдаляемся. «Мир ускользает от вас, ловите его» - словно кричат картины МакГинли.y_b9ce6c92Следующая выставка МакГинли прошла в 2009 и называлась она «Moonmilk» («Лунное молоко»), так называют белое, кремовое вещество, находящееся внутри пещеры. Метод работы у МакГинли остался прежним, он разъезжал по США и фотографировал всех желающих раздеться. Но меняется съемочная площадка: Райан погружает своих героев в завораживающее и пугающее пространство внутренних пещер. Меняются декорации – меняются и ощущения от фотографий. Работы этой выставки кажутся более взрослыми, более глубокими и продуманными. Здесь меньше действия, исчезло движение, появились необычные инопланетные свечения, по-прежнему обнаженные тела моделей излучают космическое сияние. Кажется, что фотографии вот-вот начнут издавать какую-нибудь таинственную музыку. Но там – тишина. Настоящая пещерная тишина, которая зовет нас погрузиться в себя. Кто, кроме МакГинли смог бы построить такую тишину, необычайные надежды и мечту о тихой гавани только с помощью пещеры и молодых друзей? Здесь нет совсем никого постороннего. Здесь только то, что создала природа. Лишь внутренность души. Все слова и чувства, которые не находят внешнего применения, уходят вовнутрь. И словно люди на фотографиях сами ушли вовнутрь себя, они зовут и нас уйти внутрь самих себя. А вместе с этим в человеке растёт то, что люди называют душой. Здесь всё тянется к большему, чем оно само. Всё хочет стать дорогой в неведомый мир, окном в него. В этих работах МакГинли вырос над собой, если раньше его фотографии были просто одухотворенными – теперь они претендуют на духовность, раньше были метафизическими – теперь по-своему трансцендентны.МакГинли никогда в своих работах не пытался показать никакого осуждения, не иронизировал, никогда не заострял внимания на пороках цивилизации. Ни в одной его работе не увидеть пародии на современное общество. Но почему-то после знакомства с его творчеством, современный мир предстает каким-то термитником, муравейником, где кишат человекообразные, но утратившие свою человеческую суть создания. Я думаю, что это происходит потому, что МакГинли умеет видеть естественную красоту, нетронутую рукой человека, и умеет её правильно передавать. Только взгляните на его фотографии, вы когда-нибудь видели такое? Видели эти пещеры, сосны, дюны, водопады, скалы? Если нет – значит, вы, жители планеты Земля, никогда не видели природы. МакГинли как добрый самаритянин, преданный натурализму, приносит в нашу цивилизацию кусочек естественности, любви и красоты. Он показывает тела без похоти, чистыми. Он не пытается соблазнять, не приукрашивает их, а показывает такими, какие они есть, какими их создала природа. Но что, если мы не способны увидеть чистоту даже в фотографиях а-ля Адам и Ева? Не осквернены ли наши умы продажными шаблонами красоты? Не пора ли нам выключить телевизор и выбросить все гламурные журналы в мусорное ведро? Не попрыгать ли нам со скалы в озеро, не порезвиться ли вокруг костра? Что скажете?

Ника Образцова

y_aadb7d3ay_aac6e547y_5751fe45y_2716f31fy_591f6963y_7f32d146y_6d012508y_4fd325a2y_0c28872cUntitled_BlackBear_2007_24x20Running_Field_2007_30x40RM_fireworks_2002Jonas_waterfall_44x30inJake(ShiningRock)_6.5x10inGrace&Tracy(Goliath)_2009Falling_2007_48x72Alex_(Hurricane)_2010 (1)

Отзывы

Комментариев: 0

  1. Красный квадратик

    Статья очень понравилась, очень красиво написано и что самое главное её очень интересно читать, побольше бы таких статей на просторах интернета.

    Оставляет после прочтения очень приятные ощущения и наталкивает на хорошие мысли.А сами фотографии просто потрясающие!!!

  2. Вадим

    Умно и тонко!

  3. Наталья

    Так красиво :)

  4. Дарья

    невероятная атмосфера у фоток!

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения