Вы здесь
Главная > другие новости > Программа короткометражных фильмов «Датская национальная киношкола представляет»

Программа короткометражных фильмов «Датская национальная киношкола представляет»

4cb2ffb9a0a60Параграф 15 / Paragraf 15

Мирза Екинович / 2007 / 34’30”

По кускам / Stykke for stykke

Мэй эль-Туки / 2009 / 29’30”

Чужая / Den fremmede

Нюка Вёлк Матиассен / 2009 / 24’40”

Как семья / Som en familie

Парминдер Сингх / 2007 / 29’00”

Короткий метр – особый формат, для которого, зачастую, нужно особое умение высказываться малыми формами. Хронометраж задаёт свои формальные ограничения. Важно сохранить баланс между содержанием и средствами визуального решения – выразительная, но неназойливая операторская работа при максимальной выраженности представленных характеров и умение с первых секунд погружать зрителя экранное пространство фильма. Смысл в том, чтобы, не отвлекаясь на побочные линии, рассказать историю. Маленькую, но ёмкую и внятную.

Случай с датской программой короткого метра особенный. Оценивать фильм, значит — давать определение целой системе образования, — школе, представляющей кинематограф страны, включая перспективы развития. Ведь все фильмы, а всего их четыре, — дипломные работы режиссёров Национальной Школы Кинематографии. В своё время представленной такими знаменитыми выпускниками как Ларс фон Триер и Томас Винтерберг – основателями кинематографического движения «Догма ‘95»; а также завоевавшим признание уровня Каннского фестиваля в 2003 году Кристофером Боэ; получившей приз Берлинского кинофестиваля Лонной Шерфиг; Сюзонн Биер — обладательницей «Оскара» за лучший иностранный фильм в 2011 году. Но это уже признанные мастера, причастные к мировой кинопромышленности, и, во многом, на нее ориентированные. Национальное же в их сознание проявляется слабо, или вовсе не проявляется.

Для фестиваля, проходящего с 17 по 26 марта в кинотеатре «Родина» были отобраны наиболее показательные фильмы 2007-2009 годов, в количестве четырех, каждый строго по 30 минут.

Все ленты сделаны по принципу работы на одну узкую тематику. Тематику в смысле умения выстраивать художественный конфликт, с точки зрения морали, лёгшей в её основу. Это кино, указывающее на конкретную проблему – политическую («Параграф 15») или нравственную («Чужая», «По кускам», «Как семья»). Простые человеческие добродетели, снятые без изысков, но вполне

грамотно, и неумело озвученные (поэтизация и вытягивание изображения за счёт звука – грешок большинства молодых режиссёров). В случае с некоторыми получается предсказуемо — от начала до конца, таков, к примеру, фильм «Как семья», где умение идти навстречу ближнему становится равно героизму, фильм о том, что каждый человек имеет право выбирать собственный путь, вне зависимости от того, какое требование ему предъявляют другие, будь то даже обязательства семейного благосостояния. Фильм «Чужая» вплетает проблему нравственного выбора в мистико-религиозный контекст, при этом делая мир пресловутой ареной борьбы слабых и сильных. «По кускам» определяет героиней молодую девушку, костюмершу, героизм которой проявляется в самопожертвовании. В «Параграфе 15» есть попытка поднять проблему бессмысленности государственной системы, доводящей человека до исступления, но нет объяснения, причем тут война в Югославии.

"Параграф 15"
"Параграф 15"

Когда речь заходит о талантливых авторах, показательным критерием оценки зачастую являются недостатки картины, так называемые отклонения от нормы. Здесь же нет ничего, что заставило хотя бы возмутиться. Драматургическая чистота и поклонение человеческой ценности отменяют шероховатости стиля. А моральная направленность вовсе не дает ни к чему придраться, ведь любое замечание к фильму трактовалось бы как недовольство его смыслом, а он с ракурса морали – безупречен. Так зачем придумывать что-то новое, когда можно воспользоваться старыми схемами. Теми, что предлагают к освоению старые добрые учителя. В конце концов, смысл профессии в этом и заключается. И, по всей видимости, для Датской Национальной Школы важнейшим на данный момент является воспитание профессионалов.

Эндже Маннапова

comments powered by HyperComments