Сотворившая чудо.

Уильям Гибсон. «Сотворившая чудо». Детский интеграционный театр «Куклы». Режиссер Евгений Зайд.

«Я хотела научить тебя, Элен, всему, чем наполнен мир, тому, что на миг принадлежит нам и уходит от нас, тому, что мы сами такое, тому свету, который мы приносим с собой и оставляем, уходя, словом — всему. Свет этих слов дал бы тебе увидеть то, что было десять тысяч лет тому назад. Все, что мы чувствуем, думаем, знаем, разделяем с другими, так что ни одна душа не остается в темноте и не умирает даже в могиле. Но я знаю, знаю. Только одно слово — и я могу дать тебе в руки целый мир».

У. Гибсон «Сотворившая чудо»

чудо1 copyМногих из нас с самого детства учат верить в чудеса. Но в условиях современного мира очень трудно сохранить эту веру на всю жизнь. Каждый раз, сталкиваясь с суровой реальностью, мы перестаем верить, забываем даже о существовании веры, перестаём оглядываться вокруг себя в поисках необычного, редкого, фантазийного. Далеко не всем везёт с возможностью хотя бы на несколько часов вырваться из замкнутого круга бытовых забот и задуматься о чём-то действительно важном.   Кому-то помогает пикник на природе, кому-то – просто одиночество, а самым логичным выходом кажется искусство – оно изначально призвано наставлять на правильный путь, говорить о самых важных вещах. Но, к сожалению, в последнее время в искусстве на первый план выходят остросоциальные задачи, для вечных ценностей не остаётся ровным счётом никакого места. Ведь гораздо актуальнее на первый взгляд кажутся внешние стороны того или иного общественного или культурного явления, проблемы, которые лежат на поверхности  и являются  доступными простому обывателю. Эмоции же – более тонкая материя, они более субъективны, кто-то чувствует глубже, тоньше, кто-то к чему-то не привык, а кто-то от чего-то давно уже отвык. Событие передать не так сложно, эмоции –  гораздо сложнее. А уж передать эмоцию так, чтобы она что-то изменила в духовном мире человека, помогла, успокоила, научила, одним словом, как-то повлияла на его жизнь  и вовсе представляется невозможным. Сегодня после каждой второй выставки, экспериментальной постановки выходишь буквально напичканный «важнейшими», «актуальнейшими» идеями-однодневками, или другая крайность – с абсолютно пустой головой, и, что страшнее – с пустым сердцем. Может, дело в том, что эмоции и мысли оказались чересчур тяжёлыми, и их просто не смогли донести до зрителя?.. Во всяком случае,  оформившаяся тенденция настолько сильна,  что исключения встречаются не так часто. Однако, кто ищет, тот всегда найдёт, а удача, как всегда, приходит неожиданно. Ещё остались в нашем городе (а где, как ни в культурной столице им быть) места, которые позволяют не только снова поверить в чудо, но и всеми фибрами души  почувствовать  его.  Одно из таких мест – детский интеграционный театр «Куклы».  Как только заходишь , сразу ощущаешь  себя в другой реальности – поражает атмосфера спокойствия, отсутствие суеты.  Театр небольшой, на  50 мест, и каждый зритель получает свою долю внимания  - гостей встречает лично художественный руководитель театра, но главная его особенность в другом. Театр потому называется интеграционным, что помогает детям с ограниченными возможностями развиваться и вести нормальную культурную жизнь. Все спектакли в театре идут с сурдопереводом, и поэтому доступны и для восприятия слабослышащих детей. Казалось бы – чего может ожидать от таких спектаклей обычный, да ещё и взрослый человек? Спектакль «Сотворившая чудо» в постановке Евгения  Зайда опровергает это мнение.  Эта пьеса Уильяма чудо2Гибсона очень непроста из-за своей тематики: её главная героиня – семилетняя взбалмошная девчушка Элен, потерявшая вследствие тяжёлой болезни зрение, слух и способность говорить, но не потерявшая яркий внутренний мир и способность мыслить.  Как показать на сцене характер человека, который не имеет почти никакой связи с окружающей реальностью? Евгений Зайд находит гениальное решение: в его спектакле роль Элен исполняют двое: деревянная шарнирная кукла, отвечающая за движения девочки и ее положение в пространстве и актриса Марина Вершинина, отвечающая за ее эмоции и звуки, издаваемые ею. При этом они органично сливаются в единое целое: деревянная кукла приобретает характер в руках актрисы, а актриса талантливо передаёт внутренний мир семилетнего ребёнка. В спектакле задействовано минимум декораций, но пространство сцены используется очень грамотно: место действия задаётся какими-то естественными мелочами по ходу спектакля и мы так же хорошо понимаем, где происходит действие, как если бы видели перед  собой всю громоздкую обстановку комнат. Надо сказать, что постановщик не разбрасывается по мелочам, текст пьесы сокращён, но сокращён очень удачно – вместо большого количества побочных сюжетных перипетий наше внимание сосредотачивается на взаимодействии главной героини и её гувернантки, мисс Анни Сюлливэн.  И это абсолютно оправданно – ведь в том, что сделала для девочки гувернантка, в её вере и упорстве и состоит настоящее чудо, предчувствие которого мы сохраняем на протяжении всего спектакля.  Актриса Лейсан Назмутдинова, исполняющая роль мисс Анни, делает это очень живо, она кажется гораздо моложе других актёров спектакля, и, возможно, некоторый недостаток сценического опыта играет здесь ей на руку – за счёт свободы от сценических штампов она смотрится гораздо свежее и ярче, что полностью характеризует её героиню. Именно её игра вселяет в нас веру и надежду на чудо преображения, и когда на наших глазах это чудо совершается, мы ещё больше укрепляемся в вере в него. Самое главное  для спектакля – то, что чувствует зритель, закрывая за собой дверь театра.   Спектакль «Сотворившая чудо» оставляет после себя ощущение надежды на доброту мира, ощущение возможности чуда и желание творить его собственными руками.  После него хочется долго думать, много молчать, а если и говорить – то что-то очень важное.  Ведь никогда не знаешь, каким окажется то слово, которое сможет сотворить для кого-то мир.

Виктория Манасевич

Отзывы

Комментариев: 0

  1. victor

    Это огромная проблема театра (А потом развалился.) Актёры должны с особым пиететом относиться к режиссёру. Либо доверять ему абсолютно, либо не участвовать в спектакле совсем. Пытаться сохранить мысль, а не идти на поводу у большинства зрителей, которые провоцируют артиста закреплять гэги и штампы. Побеждайте зрителей, иначе они уничтожат Вас в спектакле своей добротой. Хороший, но жёсткий призыв-афоризм для актёров получился.

  2. irina

    Виктория, Вы его сами не видели, насколько я понимаю… по-моему, это «небольшое кощунство» (вот только так могу охарактеризовать постановку)… Хотя Маргарита Иванова — актриса очень хорошая и в условиях конкретного спектакля выкладывается на все сто. Но как ни странно, и как ни печально, все происходящее «немного отвратительно». То есть, по-моему, это вообще не про Гибсона и не про эту историю… Это всего лишь демонстрация актерских приемов, с помощью которых двадцатипятилетняя актриса может сыграть семилетнюю слепоглухонемую девочку…. Я во многом согласна в тем, что написал в предыдущем комментарии Виктор.

    За то я теперь точно пойду в «Куклы»! Одна из любимейших пьес.

  3. victoria

    А студенческий спектакль в ленсовета был очень даже неплохим, как говорят. А потом развалился. Но это-то как раз часто бывает.)

  4. victor

    Очень красивая, тонкая статья. В Америке спектакли по этой пьесе особенно популярны в школьных самодеятельных театрах, есть в огромном количестве и в профессиональных театрах страны. В Петербурге я смотрел только постановку в театре Ленсовета, ощущения не самые приятные. Несколько довольно-таки профессиональных, по-своему талантливых актёров бегают по сцене и наигрывают, каждый при этом пытается сакцентировать внимание на себе. Кажется, что ни один из них до конца не может признаться себе в этом. Я думаю, что в данном случае это проблема режиссуры, то есть тот способ раскрытия материала, который имеет место быть, абсолютно неверен. Наверное, так и есть, и все в этом случае стали ругать режиссёра, но я, как человек, имеющий прямое отношение в этой профессии, могу сказать, что просто не вижу, что же хотел сказать режиссёр, какую передать сверхидею. Все внимание в спектакле — на актерскую игру, актеры как будто попросту жадны до него. Здесь налицо либо издержки профессии, либо общая тенденция театра Ленсовета.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения