Вы здесь
Главная > Кино > Каннский кинофестиваль: в погоне за трендом

Каннский кинофестиваль: в погоне за трендом

trendsЗа более чем полвека существования Каннский фестиваль нисколько не потерял статус «модного фестиваля». Вот только слово «модный» стало немодным, теперь гораздо чаще звучит слово «тренд». Слово «тренд» ворвалось в русский язык с новым значением совершенно недавно и стало слышаться из всех говорящих и отображающих устройств. Изначально «тренд» был простым экономическим термином, обозначающим длительную тенденцию изменения экономических показателей. Сегодня же при произнесении этого слова рождаются вовсе другие ассоциации.

«Тренд» произошел от английского слова «trend» – «тенденция» и, наверное, именно этот синоним в русском языке стоит ближе всего по смыслу. В первую очередь тренд относят к разговорам о моде, подразумевая под ним актуальное (ближайшее, краткосрочное) направление, периодически повторяющаяся тенденция развития моды. Также слово «тренд» стали использовать как интернет-термин, подразумевающий увеличение количества поисковых запросов, сообщений, тем, статей по определенной тематике. Например, список самых частых поисковых запросов среди пользователей США на www.google.com/trends  или же список самых обсуждаемых в русской блогосфере тем на blogs.yandex.ru. Проще говоря, «тренд» — это модная тенденция.

Первое и главное свойство тренда — он должен иметь массовый характер. Если речь идет о моде, то производителям одежды важно создать такую продукцию, которая будет пользоваться большим спросом потребителя. Тренды формируются общественным мнением, активно выражаясь в СМИ  (прежде всего в Интернете и ТВ), отражая представления общества о стиле жизни. Тренд должен быть узнаваемым.

Второе свойство тренда — это эксклюзивность. Тренд вряд ли создаст кто попало. Скорее всего, это должно быть лицо или группа лиц, уже имеющих всемирное признание. Тренды создают люди, делающие свое дело в совершенстве, с учетом всех нюансов. Только они могут создать по-настоящему эксклюзивную вещь высокого качества, а, стало быть, и высокой стоимости. Тренд должен быть признан всеми, но доступен только элите. Поэтому спустя некоторое время производители более дешевой продукции делают дешевые копии трендов низкого качества, чтобы удовлетворить потребности тех, кто стал жертвой моды, но не имеет достаточно средств. Тренд, как тенденция, должен стать либо толчком для развития всей моды в целом, либо  отразиться на большинстве продукции данного сезона. Ну, а в лучшем случае и то и другое.

Третье свойства тренда — временность. Тренд — это вещь на сезон. Тренды часто обновляются (как правило, один или два раза в полгода) и заставляют современную публику активно следить за изменениями и соответствовать модным новинкам и модным течениям. Быть обладателем тренда — значит быть модным, быть в курсе происходящего и, как следствие, иметь признание в обществе.

Казалось бы, какое отношение ко всему этому имеет Каннский фестиваль? Ответ прост — Каннский фестиваль собирает тренды. Только в данном контексте трендом являются не наряды, в которых звезды пройдут по красной дорожке (хотя там тоже полно трендов), а сами картины. Сама церемония нацелена на модную тусовку. В этом заключается и «обрядовая церемония» с красной дорожкой и дорогая (в том числе в материальном плане) награда в виде пальмовой ветви, и, пожалуй, самое главное – отбор фильмов и состав жюри. В жюри, как правило, входят создатели трендов прошлого (вот примеры председателей жюри в разные годы: Квентин Тарантино в 2004, Эмир Кустурица в 2005, Вонг Кар Вай в 2006, Изабель Юппер в 2009, Тим Бертон в 2010).

Palme d'Or

Как же это отображается непосредственно в кино? Массовый характер (первое свойство тренда) по умолчанию имеет только жанровое кино. А арт-хаус и авторское кино – очень-очень редко. Каннский фестиваль не представляет интересы жанрового кино (второе свойство тренда – эксклюзивность). Соответственно, это должны быть редкие представители редкого  элитарного кино. Чтобы им прорваться до масс, фильмы должны иметь такой тематический комплекс, который бы затронул всех: соответственно, кино, как тренд, должно отображать тренды. Да, те самые часто запрашиваемые поисковые запросы на гугле и яндексе, в числе которых политические события, экономические события и все, что имеет общественный резонанс (к примеру, андронный коллайдер или популярное несколько лет назад выражение «Превед, медвед!»). Безусловно, авторы жанрового кино часто пользуются этим списком тем, но, другое дело, когда за это берутся мастера другого ранга. Поэтому нередко главные призы забирают арт-хаусные картины, ведь именно поиск нового киноязыка может стать следствием желания представить на суд зрителей что-то свежее и актуальное.

Таким образом, формула тренда в кино звучит следующим образом: как правило, уже известный в кинематографической среде режиссер создает картину, затрагивающую актуальные (вернее употребить определение «модные») проблемы современного общества, нередко прибегая к скандальности или попыткам найти новый киноязык. Немаловажным дополнением является общественное и профессиональное признание, имеющее положительную окраску.

Проблема тренда заключается в том, что он нацелен на массы, но в тоже время, являясь чем-то новым, должен экспериментировать. Соответственно, есть  риск создать такой продукт, который будет не признан массами. Конфликт «трендовой основы» заключается в том, чтобы с одной стороны все зрители поняли картину, ну или хотя бы просто приняли и сказали «вау», а с другой – это было бы чем-то новым.

Попробуем подойти ближе к проблеме, рассмотрев конкретные примеры фильмов-победителей последнего десятилетия. В 2000-м году пальмовую ветвь взял Ларс Фон Триер с фильмом «Танцующая в темноте».

Фильм заканчивает трилогию «Золотое сердце»: «Рассекая волны» – «Идиоты» –  «Танцующая в темноте», являясь совершенным воплощением манифеста Догмы Триера. То есть фильм несет в себе все находки в киноязыке Ларса Фон Триера, являющиеся новыми для кино в целом. Но не для Триера – для него это уже третий полнометражный фильм, снятый подобным образом (любопытствующих в специфике киноязыка отправляем на чтение Догмы). При этом, к 2000-му году, манифест “Догмы” (который вышел в 1995) уже имел массу последователей и стал по-настоящему модной школой. Более того, фильм представляет собой неведомый до этого жанр – «анти-мюзикл», обращая музыкальное веселье в страдание и тотальный ужас. Казалось бы, как такой фильм может иметь массовый эффект? А для этого Триеру понадобились знаменитая французская актриса Катрин Денев и всемирно известная исландская певица Бьёрк, которая к тому же получила премию  лучшей актрисы. Успех картины также имеет свои истоки в скандальных историях, который неизменно  сопровождали фильм от самого создания до сегодняшнего дня. «Танцующую в темноте» можно, безусловно, назвать трендом 2000-го.

По скандальности с «Танцующей в темноте» может сравниться только обладатель пальмовой ветви 2004 года — фильм «Фаренгейт 9/11», который состоит «из потока критики и обвинений в адрес президента Буша. Утверждается причастность Буша к событиям 11 сентября 2001 года, подтасовки в его пользу во время президентских выборов в США 2000 года, его давние деловые связи с Усамой бин Ладеном. Фильм также содержит авторскую версию Майкла Мура истинных причин войны в Афганистане и войны в Ираке» (по материалам Википедии). Фильм имел огромный общественный резонанс, не раз доказывая статус «самого успешного документального фильма за всю историю кино». А стоило всего лишь затронуть тему сомнений в идее американской свободы, подкрепив это фактами, сокрушившими мировое сознание (события 11-го сентября).

Последние три года кинофестиваля доказывает позицию фестиваля в стремлении к тренду. Обладатель золотой пальмовой ветви 2008 года – фильм «Класс».

Картина рассказывает про взаимоотношения учителя французского языка с трудным классом обычной французской школы. С одной стороны столь актуальная проблема образования, а с другой школа — как модель мира, все с теми же проблемами эмигрантов, ксенофобии, семейного насилия и, в конце концов, повышения цен на кофе с 40 евроцентов до 50. Режиссер Лоуран Канте ставит эти проблемы рядом, тем самым еще сильнее повышая градус эмоций. На этот раз Европа критикует не то, что творится за океаном, а то, что происходит внутри нее самой. Фильм можно назвать «новым неореализмом»: в фильме играют актеры-непрофессионалы (причем главную роль исполняет автор сценария, все съемки в интерьере и, конечно же, ручная камера). И если присмотреться к современному европейскому кино (к примеру «Молчание Лорны» – участник программы того же 2008 года), то становится очевидно, что именно дух неорализма витает над авторами, что и представляет собой актуальную тенденцию, а, стало быть, и тренд.

Фильм-победитель 2009 года – «Белая лента» рассказывает об истоках возникновения жестокости и зла на примере рассказа о странных событиях, происходящих в предвоенной Германии. Любопытно, что именно тема зарождения зла так или иначе затронута в других фильмах конкурсной программы («Антихрист» Ларса Фон Триера, «Вход в пустоту» Гаспара Ноэ, «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино»). Но рассказ этот более изящен, более стилен, более серьезен.

Фильм-победитель 2010 года – «Дядюшка Бунми, который помнил свои предыдущие жизни», казалось бы, нарушил эту тенденцию. На экране абсолютно арт-хаусный и местами бессвязный рассказ о странных видениях престарелого китайца.

Здесь же модная тенденция заключается в увлечении этническим. Вспомним фильмы, которые были (да и есть) популярны в прокате в этом году. Если хотите, то «Ешь, молись, люби» – это жанровый аналог, а «Овсянки» – русский. Только в отличие от любовных приключений Джулии Робертс, перемешанных с медитацией, мы увидим все как есть и на том языке, на котором это так и есть. В фильме много необъяснимых вещей, таких как общение с духами или сцена «любви» рыбы и лесной принцессы. Фильм вызывает у зрителя либо скуку от длинных бессодержательных кадров с саундтреком «звуки природы», либо вызывает желание уйти в лес и приобщиться к круговороту жизней в природе. Впрочем, и тут не обошлось без историко-политического контекста. Дядюшку мучает больная почка, – это его карма за то, что убивал коммунистов. Можно ли отнести этот фильм к тренду или нет — пока еще спорный вопрос. Будут ли у него последователи, и напишут ли блогеры, увидев его в прокате или на dvd, – на это нужно время. Главное, что тенденция словить тенденцию остается. И это, наверное, хорошие новости. Ведь где узнаешь о том, что происходит в мировом сознании как не на Каннском Фестивале. Проблема восприятия (или невосприятия) слишком арт-хаусных картин останется. Тренд на то и тренд, что не всегда все должны понимать, что происходит на самом деле и что на самом деле имел в виду режиссер.

Владимир Игнатьев

В рамках киноклуба «Настоящее кино» в киноконцертном зале “Космонавт”  проходит показ фильмов Каннского фестиваля 2010. В частности, 2 марта  состоится показ фильма Матье Амальрика «Турне», отмеченного на Каннском фестивале  призами за лучшую режиссуру и ФИПРЕССИ. Мы рады видеть Вас на кинопоказах в “Космонавте”.

comments powered by HyperComments
Артур
2011-02-22 00:04:45
Блин, очень очень хочется, но РАБОТЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫ, когда все нормальные люди отдыхают. А вообще насколько я знаю часто в космонавте киношки крутят.
Сергей
2011-02-22 16:36:06
Есть ещё место, где можно посмотреть настоящее кино.