Вы здесь
Главная > Кино > Искусство говорить с незнакомцами в метро

Искусство говорить с незнакомцами в метро

МетроТигру надо жрать,

Порхать пичужкам всем,

А человеку – спрашивать:

«Зачем, зачем, зачем?»

Но тиграм время спать,

Птенцам лететь обратно,

А человеку – утверждать,

Что всё ему понятно.

(Воннегут «Колыбель для кошки»)

1. История первая.

В самый обыденный день я ехал в метро по своим делам и, как обычно бывает, увидел рядом с собой красивую особу. В ее взгляде никакого интереса ни ко мне, ни к остальным людям вокруг не было. Единственной эмоцией на лице этой особы было удовольствие. Будто от только что съеденной шоколадки. Думаю, что это удовольствие она получала от музыки из своих наушников. Вглядевшись в лицо незнакомки, я обнаружил, что у нее очень красивая форма черепа. Действительно красивая. Как у античных бюстов. Замечательными были и черты лица: прямой средней длины нос, молодые свежие губы, миндалевидный разрез карих глаз и вполне аккуратная прическа. Оценив вполне ее красоту, я подумал, что она могла бы мне позировать. В общем, я ничем не рискую. Да и девушка красивая, стоит оказать ей внимание. Когда я подошел к ней, она вынула наушник, и я негромко сказал: “Простите, что отвлекаю, но мне кажется, что у вас очень красивый череп! И черты лица замечательные. Особенно глаза” (они это любят, чтоб про глаза говорили).NYC___Subway_II_by_PeeAsH Девушка с несколько презрительной улыбкой поблагодарила меня за комплимент и уже собралась опять заткнуть себе уши. А я стал продолжать: “Понимаете, я не просто так это вам говорю. Я – художник, и сейчас прохожу курс в Академии художеств по классу рисунка. Мы пишем много гипсовых бюстов, а в следующем году займемся портретами живых людей. Мне было бы очень приятно, если бы вы мне немного попозировали.” Она удивленно посмотрела на меня и с глуповатым выражением лица отрезала: “нет”.
На что я ответил: “Вы понимаете, что я довольно известный в своих кругах человек, и вы, возможно, теряете свой шанс?” Ответом мне был чисто женский взгляд, как бы говорящий: “Мне, конечно, приятно, но я девушка, и не соглашусь так быстро, потому что не хочу знакомиться в метро, мне страшно узнавать новых людей, но вообще я общительная и добрая, и мне нравятся комплименты, а более близкого общения я не хочу…” И так далее в том же духе.
Открылись двери и мы вышли на одной станции, больше не заговорив. И, кстати, я к ней так и не подошел, это всё придумано.

2. История вторая.

Метро2Это было в тот день, когда мне впервые хотелось задержаться на работе подольше. Если бы я не задержалась, то не пережила бы странное событие. Оно не похоже на повседневность, это совсем-совсем не то, как завязывать шнурки или мешать сахар в кружке чая. За день до этого, вода из душа вливала в мою голову прозрения: «Со мной давно не случалась ничего чудесного». И тогда я сказала себе: «Вот завтра пойду туда-то, и со мной обязательно случится что-нибудь чудесное». Разумеется, я об этом тут же забыла.

Но что-то случилось. Чудесное случается каждый день, только замечать это и чувствовать чудо – это настоящее искусство.

Я, как обычно, в обычном метро. Как обычно, у меня в ушах обычные наушники и играет обычная музыка. Это не чудесно. Как обычно, разглядываю обычных людей, и вижу, как губы у одной девушки двигаются так, как если бы они пели то, что играет у меня в моих обычных наушниках. Думаю, что мне просто показалось. Я пристальнее вглядываюсь, пытаюсь прочесть по губам. И абсолютно точно вижу – губы поют мою песню, ту, что я слышу, они напевают в один голос с солистом «Тараканов»: «Противоречия, они всегда лишь между мной и мной». Это ещё не чудо. Но я уже чувствую себя славно.

фото - Emmanuel DunandПодъезжает вагон, я продвигаюсь в поисках свободного места для «прислонения», чтобы почитать книгу. И оказывается, что я стою рядом с той девушкой, что пела Тараканов. Она была одна, мне показалось, что «поющая девушка» разговаривает. А позже я услышала, что она поет. До самой конечной она успела спеть целый альбом группы Тараканы. На неё все смотрели, а её это как будто забавляло. На остановах она словно специально пела громче, была какая-то ирония в том, что она пела: «Кто-то из нас двоих точно сошел с ума, осталось лишь определить – весь мир или я». Я делала вид, что читаю, с трудом сдерживала улыбку и разрывалась желанием заговорить с ней. Кто-то из людей улавливал исходящие от неё флюиды, но реакция была разной. И это имело смысл в тот момент, меня охватили сильные необъяснимые чувства, она была словно посланником, проводником. (Кстати, слово «ангел» означает посланник). Я была ужасно благодарна ей, но не смела ей об этом сказать. Она словно разоблачала всех пассажиров, как будто издевалась и смеялась над ними по-доброму, над их ограничениями. Я восхищалась ею в тот момент. Разум мой, конечно, не мог этого понять, но сердцем я понимала, что происходило чудо.

До сих пор жалею, что не заговорила с ней. Мы вышли на одной станции, и я смотрела ей вслед. Может быть, когда-нибудь я ещё встречу её, может у меня ещё будет шанс поговорить с этим странным существом? И разве не чудо, что я задержалась, ведь если бы я не задержалась, у меня бы даже не было шанса упустить этот шанс.

3. История третья.

Метро3Однажды в метро со мной и моей подругой заговорила рядом сидящая пожилая женщина, или прямо скажем – бабушка. Это было во времена, когда мы с подругой носили пирсинг на лице. Бабушка негодующе сказала: «Зачем вы себя уродуете?» Я не смогла промолчать, и неожиданно разговор ушел далеко за пределы пирсинга, мы обсудили вопросы религии, новые нравы, поговорили о понятиях красоты и естественности. Обменялись мнениями. Мне было очень интересно с ней поговорить, она действительно хотела понять. Под конец мне даже не хотелось  выходить на своей станции. На прощание она сказала: ”Благослови тебя Господь”.

С кем не было похожих историй? Те, кто читали «Колыбель для кошки» поймут, что описанные встречи герой Воннегута, исповедующий «боконизм», назвал бы танцами с богом, а случайных людей – людьми из личного «кассана». Случайности могут оставаться всего лишь ничего не значащими случайностями, но никто не будет утверждать, что они не скрашивают нам одинаковые будни.

Subway_2_by_kingmoufЯ не берусь отрицать, что молчание лучше человеческого общения, но могу с 90-процентной уверенностью сказать, что почти у каждого человека когда-нибудь возникало желание заговорить с незнакомцем в метро. Не познакомиться, а именно поговорить, переступить через некую черту, преграду, нарушить привычный поведенческий стереотип. Когда делаешь что-то, не зная, зачем ты это делаешь – это безумно интересно! Но ещё интереснее – когда ты делаешь что-то, не зная, что из этого выйдет. Это похоже на игры сюрреалистов – ты не хочешь знать имени человека, ты хочешь поставить некий социальный эксперимент, над собой, над избранным тобою человеком, провести сюрреалистический опыт. Зачем? На этот вопрос не должно быть ответа, но я могу предположить, что в этом есть нечто трансцендентное, расширяющее привычные пределы обыденности. Может, это шанс получить кусочек чужого мира, возможно, что это ключ на пути к пониманию людей. Не поймите меня неправильно, попытки познакомиться с кем-то в метро – это уже совсем иное, нечто менее естественное, чем простой разговор.

Поговорите с незнакомым человеком. Он никем не будет для вас в будущем, вы его никогда больше не встретите. Поговорите, просто потому что можете, потому что это похоже на искусство.

Ника Образцова

comments powered by HyperComments
irina
2011-02-19 14:19:17
Последнее предложение отдает пессимизмом...А вдруг
Андрон
2011-02-19 15:39:24
А по мне так наоборот )
irina
2011-02-19 16:43:52
В контексте статьи - все понятно и складно) Но вот это "никогда" меня всегда напрягает и не сильно радует...
irina
2011-02-19 16:45:26
Поговорите с человеком - вдруг он кем-нибудь станет для Вас! =))))))
Ника
2011-02-19 17:43:27
Это скорее не пессимизм, а сюрреализм) Мысли о будущем превращают разговор из цели в средство, а удовольствие нужно получать от процесса, а не от результата, как в игре). Может и станет, конечно, только думать об этом не нужно. :)
irina
2011-02-19 18:42:46
Ника: Да-да-да!)
victoria
2011-02-19 22:02:52
Только не "кассан". "Карасс", кажется, у Воннегута был.) Очень по-доброму. Действительно, у каждого найдётся парочка таких историй.