А вы проголосовали за Ленина?

Прошлая осень для Димы Крестьянкина оказалась богатой на премьеры и одна из них - «Ленин из Ревды», этот спектакль был впервые показан на сцене Балтийского дома в октябре. Ну как на сцене. Сценой выступает мраморная лестница, она ведет на второй этаж театра, а зрителей размещают в холле первого этажа. На лестнице стоят две трибуны, которые, кажется, были  современниками самого Ленина. А центральное место отдано памятнику, о котором и пойдет речь в этой постановке.

Ведет вече, а именно так названо это действо в программке, Дехиар Гусев. Вводные такие: решение о судьбе памятника за нами! Мы не только можем высказать свое мнение за трибуной, но и должны проголосовать в три этапа: снести его или оставить. Возможность влиять на ход спектакля — это, наверное, уже можно назвать характерной особенностью последних работ Крестьянкина. Согласитесь, в нашей стране понимать, что твое решение может влиять хоть на что-то — такая редкость! За это отдельное спасибо Диме.

Ведущий одного за другим приглашает артистов, которые расположились в зрительном зале, к трибуне. И разновозрастные жители города Ревда делятся с нами своими историями жизни, высказывают свое отношение в памятнику и эпохе в целом. Для кого-то это символ стабильности, напоминание о юности, а для кого-то - заноза в заднице, уж простите.

Мне почему-то думалось, что вся молодёжь будет за снос, а люди постарше будут против, но оказалось - не совсем так. Оказалось, что многим претит вымарывание истории, которое так присуще сегодняшнему дню. Кто-то рассматривает памятник с точки зрения работы скульптура, то есть его ценность как объекта искусства.

Молодой Саша (Иван Капорин) пытается провести тонкие параллели между прошлым и настоящим. Говорит о том, какие символы могут быть значимы сегодня, что могло бы мотивировать людей сейчас.

И почти каждый выступающий задается вопросом: а чем же занять место памятника? В одном из перерывов между выступлениями  Дехиар рассказал историю, как один актер решил сменить профиль, устал. И пришел не в театр работать, а в стриптиз-клуб, где выходил в образе Ленина и пользовался бешеной популярностью. И вот в этом мы, русские, и есть.

Что до меня - то избыточность символики культа личности меня пугает. Ведь согласитесь, в какой город вы ни приедете, в каждом стоит по памятнику. В каждом по улице, площади, проспекту с этим именем. И на протяжении спектакля перед моими глазами стоял памятник Ленину в моем родном Южно-Сахалинске. И, конечно, голосовала я не за ревдинский памятник, а за свой, сахалинский.

Слушая выступающих, поняла, что я - промежуточный продукт своей эпохи: одной ногой в СССР, а другой уже в России: мне нравится видимость стабильности, но при этом я слишком свободолюбива и не хочу быть частью серой толпы.

Когда я была маленькой, мне очень хотелось быть самой лучшей и самой любимой. А мама говорила мне, что я обычная, такая же, как все. Вот это то, что для меня значит эта эпоха. Всего эти два предложения. Так поверхностно, если смотреть с точки зрения истории страны. Зато так значимо для меня и моей жизни.

Именно поэтому я голосовала за снос все три раза. Но на этом спектакле памятник решили оставить. А что выбрали бы вы? Какая история за вашими плечами?

Текст: Ася Подгурская

Фотографии предоставлены театром "Балтийский дом"

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения