Вы здесь
Главная > Творческий вечер > Секрет магии кино от Сергея Соловьева

Секрет магии кино от Сергея Соловьева

Творческий вечер Сергея Александровича Соловьева впервые прошел на сцене музея современного искусства «Эрарта» 11 сентября . Советский и российский режиссер, продюсер, сценарист и народный артист Российской Федерации откровенно и с юмором рассказал зрителям интересные факты из своей биографии.

Творческий вечер начался с выступления скрипача и композитора Сергея Рыженко, а также пианиста и студента 3 курса ВГИКа Богдана Кияшко. Под песню «Дымок от папиросы» на сцену вышел сам режиссер, создатель культовой трилогии «Асса», «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» и «Дом под звездным небом», романтичных фильмов «Сто дней после детства», «Станционный смотритель», «Спасатель», «Мелодии белой ночи», фильмов по произведениям классиков русской литературы — «Три сестры», «Семейное счастье», «Анна Каренина» и других.

«Для детей – утренник, для взрослых – вечер», — пошутил Сергей Соловьев и приступил к рассказу. Задавшись вопросом, что может быть интересно зрителю, режиссер решил посмотреть вглубь себя и «покопаться» в собственных интересах. А какой может быть интерес у человека, который всю свою жизнь посвятил лучику света, исходящему от проектора к экрану кинотеатра? Конечно, кино.

Дорога к съемкам была непростой и полной неслучайных случайностей. Сергей Соловьев считает себя питерским, хотя родился в городе Кемь у Белого мора, где из окошка виден серый песок, за ним растет северная мелкая картошка, а потом опять серый песок и, наконец, такое же серое море. Туда к Соловецким островам и храмам, построенным без единого гвоздя, сослали деда режиссера. За ним последовала и его бабушка вместе с детьми.

Сергей Соловьев плохо говорил в детстве, но слушал хорошо. Когда он с семьей жил в Северной Корее, у него была няня – японка. И спустя много лет во время съемок фильма «Мелодии белой ночи» он неожиданно вспомнил много японских выражений и начал ими сыпать. Там же, в Корее, Сергей Соловьев впервые узнал, что любовь, как говорила Цветаева, счастливой не бывает, когда его собаку забрали на военную службу.

В Петербурге Сергей Соловьев жил сначала в сорококомнатной коммунальной квартире на Невском 5, квартира 8. Там был настолько длинный коридор, что он мог кататься на трехколесном велосипеде. На этом же велосипеде его водили гулять в Александровский сад рядом с Адмиралтейством. На нем была бескозырка с надписью «смелый». Как-то она неровно изогнулась, и кто-то из прохожих пошутил: «Смерть едет».

После коммунальной квартиры на Невском была коммунальная же квартира на Херсонской. Здесь вся жизнь проходила в ожидании не Годо, а алкоголика Толика. Другой примечательной чертой квартиры было практически дизайнерское нововведение родителей Сергея Соловьева – ванна на кухне.

Однажды мама режиссера сказала ему: «Какие у тебя красивые ноги. Почему я не сдала тебя в хореографическое училище?». Танцевать Сергей Соловьев так и не начал, но вышел своими красивыми ногами на сцену и сыграл в школьном спектакле в «Сказке о рыбаке и рыбке» Александра Пушкина, а затем вместе с другом – сейчас известным театральным режиссером – Львом Додиным отправился на плавание. К счастью для всех киноманов и театралов, ни Сергея Соловьева, ни Льва Додина на плавание не взяли. Тогда верные друзья пошли в театральную студию ТЮТ. А впоследствии Сергей Соловьев поступил во ВГИК.

Желанием заниматься кино Сергей Соловьев обязан не только тренеру по плаванию. Однажды, прогуливая школу, он замерз, купил билетик за пять копеек в кино и попал на показ легендарной картины «Летят Журавли». Во время просмотра с ним случилось что-то такое нечеловечески прекрасное, что, когда Сергей Александрович вышел, он шатался от магнетизма. И до сих пор, если его охватывают сомнения, стоит ли служить этому лучику света, режиссер вспоминает «Летят журавли» и опять попадает под власть магнетизма кино. «Кино для киномана – это магия, с которой ты не имеешь сил бороться. Показаться бы врачам, да уже поздно», — пошутил Сергей Соловьев.

Кроме фактов из биографии режиссер поделился со зрителями воспоминаниями о поэте и авторе сценариев к фильмам «Я шагаю по Москве», «Я родом из детства», «Ты и я» и другим — Геннадии Шпаликове. Сергей Соловьев рассказал, как они вместе мечтали написать сценарий в поезде, идущем через всю Россию, а также о том, как искусно Шпаликов умел сочинять и мастерски врать.


Были вопросы из зала. Зрители попросили рассказать о Ричарде Гире. Голливудская звезда как-то приезжала в Россию с Синди Кроуфорд, которую Сергей Соловьев учил делать покупки в советском гастрономе.

Режиссер также вспомнил о своей встрече с Иннокентием Смоктуновским, который остался очень недоволен невероятно популярным в то время «Гамлетом». В частности, перевод Пастернака, который использовался для съемок, показался актеру гораздо хуже, чем перевод Константина Романова.

Сергей Соловьев рассказал о своей работе над «Анной Карениной». Олег Янковский спросил режиссера, не хочет ли он с ним поработать. На что Сергей Соловьев посоветовал актеру учить текст. Тот же совет режиссер дал и Татьяне Друбич. Сергей Соловьев пошутил, что в работе с актерами самое главное для режиссера, как можно больше молчать.

Не обошлось и без вопроса о культовом фильме «Асса», что неудивительно. Если у Сергея Соловьева любовь к кино началась с картины «Летят журавли», то у многих рожденных в 1980-е она началась именно с «Ассы». Сергей Соловьев рассказал, как подарил Станиславу Говорухину шляпу и шарф, а также отправил в буфет, когда актер стал проявлять себя не только как ответственный и превосходный артист, но и попытался переписать сценарий под себя.

После «Ассы» прошло много лет и было снято много фильмов. Современное кино отражает современное общество, которое у Сергея Соловьева вызывает разочарование деградацией и тем, что настоящих людей становится все меньше, а вот, количество «бабуинов» растет. Сергей Соловьев окрестил современное время «эпохой муляжей», где прелестных актрис много, а запомнить некого.

Творческий вечер Сергея Соловьева прошел в рамках довлатовского фестиваля «День Д — 1967», посвященного «второй оттепели». Сергей Соловьев считает, что Шпаликов и Сергей Довлатов – одинаковые по типу художественного сознания, похожие, словно братья.

В завершении вечера Сергей Соловьев раздал автографы, а желающие смогли остаться на показ его последнего фильма «Ке-ды».

Текст: Инна Зайцева

Фотографии из открытого доступа

comments powered by HyperComments