Филиппенко, Довлатов & all that jazz!

Обновленный концерт Александра Филиппенко, посвященный творчеству Сергея Довлатова, состоялся 8 сентября в музее Эрарта при полном аншлаге. В специально обновленную для этого выступления в рамках "Дня Д" программу «Довлатов & all that jazz» вошли отрывки из «Ожога» Аксенова, «Заповедника», «Зоны», «Чемодана» и «Записных книжек» Довлатова, ранних произведений Жванецкого, стихи Бродского, Левитанского, Высоцкого, Окуджавы, Евтушенко. Надо ли говорить, что зал был полон, что были раскуплены билеты не только в партер, но и vip-ложи, и к началу концерта во всем зале осталось всего несколько свободных мест: видимо, по стечению обстоятельств кто-то не смог попасть на концерт. Первая часть концерта была знакома всем, кто уже бывал на выступлениях Александра Филиппенко. Актер постоянно обращался к зрителям, задавал риторические вопросы залу, подшучивал над ответами. Вновь прозвучала история Самси, впервые игравшего джаз перед публикой, отрывок из монолога Жванецкого о молодости, стихи Левитанского. Но улыбки на лицах зрителей, их радостный смех - все это было новым, как в первый раз. В соответствии с темой "Дня Д" большая часть выступления артиста была посвящена произведениям Довлатова. Отрывки из "Заповедника" были "смонтированы" таким образом, что получалась небольшая, но цельная история об отъезде писателя в эмиграцию: расставание с женой и дочерью, тягостные последствия этого разрыва, беседа со следователем-диссидентом и неизменно потрясающий финал: "Я стоял босой у телефона и молчал. За окном грохотал перфоратор. В зеркале отражалось старое пальто.       Я только спросил:       - Мы еще встретимся?       - Да... Если ты нас любишь...       Я даже не спросил - где мы встретимся? Это не имело значения. Может быть, в раю. Потому что рай - это и есть место встречи. И больше ничего. Камера общего типа, где можно встретить близкого человека...       Вдруг я увидел мир как единое целое. Все происходило одновременно. Все совершалось на моих глазах...       Моя жена сказала:       - Да, если ты нас любишь...       - При чем тут любовь? - спросил я. Затем добавил:       - Любовь - это для молодежи. Для военнослужащих и спортсменов... А тут все гораздо сложнее. Тут уже не любовь, а судьба...       Потом что-то щелкнуло, и все затихло. Теперь надо было уснуть в пустой и душной комнате..." Филиппенко неизменно заканчивает этот отрывок фразой: "Написано в 1983 году в Нью-Йорке!", утверждая тем самым счастливый финал, и зал взрывается аплодисментами. Великий дар Довлатова: говорить о том, что близко каждому, смешить и давать пищу для размышлений. "Рай - это и есть место встречи", - разве можно сказать лучше? Но выступление на этом не закончилось. Зрителям посчастливилось увидеть один из четырнадцати эпизодов "Зоны" о постановке революционной пьесы «Кремлевские звезды» накануне Октябрьских праздников. Филиппенко легко перевоплощался в многочисленных персонажей рассказа: воров и рецидивистов, исполняющих роли Ленина, Дзержинского, чекиста, купеческой дочери Полины, замполита Хуриева и, конечно, Алиханова. "Представление", наверное, один из самых смешных фрагментов "Зоны", но и здесь писателю удается закончить рассказ на высокой ноте: "Внезапно его поддержали. Сначала один неуверенный голос, потом второй и третий. И вот я уже слышу нестройный распадающийся хор:     

...Кипит наш разум возмущенный, на смертный бой идти готов...     

Множество лиц слилось в  одно дрожащее пятно. Артисты на сцене замерли. Лебедева сжимала  руками  виски. Хуриев  размахивал шомполом. На губах вождя революции застыла странная мечтательная улыбка...     

...Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем...      

Вдруг у меня  болезненно  сжалось  горло.  Впервые  я был  частью  моей особенной,  небывалой  страны.  Я  целиком состоял  из  жестокости,  голода, памяти, злобы... От  слез я на минуту потерял зрение. Не думаю, чтобы кто-то это заметил...  А  потом  все стихло.  Последний  куплет дотянули  одинокие,  смущенные голоса. - Представление окончено, - сказал Хуриев. Опрокидывая скамейки, заключенные направились к выходу".

Текст и фото: Александр Шек

[gallery link="file" ids="127556,127557,127558,127559,127560,127561,127563,127564,127565,127494,127495,127496,127497,127498,127499,127500,127501,127502,127503,127504,127505,127506,127507,127508,127509,127510,127511,127512,127513,127514,127515,127562,127516,127517,127518,127519,127520,127521,127522,127523,127524,127525,127526,127527,127528,127529,127530,127531,127532,127533,127534,127535,127536,127537,127538,127539,127540,127541,127542,127543,127544,127545,127546,127547,127548,127549,127550,127551,127552,127553,127554,127555"]

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения