You are here
Home > Театр > Здесь вам не Москва

Здесь вам не Москва

Не трус, но боюсь современной драматургии. Но глаза боятся, а руки делают. С 16 по 20 августа в обновленном арт-кафе «Книги и кофе» при поддержке проекта «Открытые чтения» состоялся фестиваль «Эхо Любимовки», ставший отголоском фестиваля молодой драматургии «Любимовка», который каждую осень проводит Театр.Doc. Несмотря на летнюю отпускную пору, в зал кофейни-читальни каждый день приходило множество людей — даже не всем хватало мест. Для меня «Эхо Любимовки» стало временем подоконников, потому что поэтично и весело.

16 августа. Фраза, что история не имеет сослагательного наклонения, заезженна и банальна. Но, к сожалению верна, и в глобальном, и в личностном смысле. Можно сколько угодно думать, что бы было, сделай я то и не сделай этого, но это всё эмоции. Ужас жизни в том, что она необратима, и в этом же ее определенность. В пьесе «Чёрная коробка» белорусского драматурга Павла Пряжко, который уже не слишком молод в том смысле, что в профессии уже 17 лет, как раз затрагивается вопрос необратимости и неумолимости времени, но не только — еще его стагнации. Это актуально для стран бывшего СССР — время здесь как будто остановилось, особенно в провинции (и в головах). В пьесе, которые прочитали артисты театра Post, мы видим учителей и учеников, жизнь которых ограничена стенами школы-интернета. Какой год — неизвестно, что будет дальше и что с этим делать — тоже. Неясно и то, что в чёрной коробке. Вопросы так и останутся без ответа.

Люди от меня бегут, потому что я слишком люблю театр, поэтому всегда везде хожу одна. Так было и с «Эхом». Но оно удивительно тем, что ты там один всё равно не остаёшься — вдруг появляются люди, с которыми вы общались только в интернете. И начинаются разговоры о театре, литературе и о том, как жить дальше.

17 августа. Людей ещё больше и они всё прибывают. На импровизированной сцене актёры «Этюд-театра», которые выбрали пьесу «Спойлеры» ярославского драматурга Марии Огневой. Она веселее предыдущей и более девичья. Ты видишь, как твои подруги и приятельницы ходят по психотерапевтам и на тренинги, повышают личностный рост и пытаются пробудить скрытую сексуальность. В это время ты сидишь в театре или в баре с бокалом виски. И недоумеваешь. Так же недоумевает и главная героиня пьесы в исполнении Веры Параничевой. Ей не везет — попадаются одни мудаки, что знакомо. Круг общения советует попробовать дышать маткой, вести дневник больших и маленьких хороших моментов, скачать «Тиндер». Но она понимает, что это всё полная чушь.

18 августа. Самая эмоционально тяжёлая пьеса фестиваля — «Про дождь» петербургского драматурга Анастасии Букреевой. Потому что про наводнение в Крымске, о котором все уже как будто забыли, хотя прошло только 5 лет. Слишком много с тех пор произошло, да и нельзя же обо всём помнить. «Про дождь» — правдивый и жёсткий текст, в нём есть детали, о которых не написано в «Википедии». Там есть грузовик сети «Магнит» с надписью «Всегда низкие сцены» (первый вариант названия пьесы), в котором перевозили не продукты. Там есть священник, который спас от наводнения своих прихожан, не позволив предупредить других. Там есть, в конце концов, мальчик, который любил бананы и рубашки в клеточку, и девочка, любящая рубашки в полосочку и мечтающая стать медсестрой. Было тяжело. Нет, не так — до сих пор тяжело, но эта пьеса должна была появиться. «Театр поколений» прочёл её прекрасно.

19 августа. Настя Кузнецова из Москвы написала пьесу о нелегкой женской доли «Яна — это Аня наоборот», а петербургский театр «Цехъ» её прочитал. Сюжет трагичен — Яна любит одного, а замужем за другим. Её так тяжело, что хочется умереть. При этом в пьесе зачем-то много нелепых пошлых шуточек в угоду публике. Видимо, задумывалось всё как трагикомедия, а не получилось ни трагедии, ни комедии. Перо драматурга дрогнуло — вердикт всех участников нашего критического подоконника. Да, на 4 день я уже занимала место новым знакомым — люди тянутся друг к другу всё же.

20 августа. Эпоха подоконников закончилась, потому что мир несправедлив. Открыла вечер современной драматургии пьеса «Лёша, который устроился на работу, на которой не платят», героиня которой решила подработать порномоделью в интернете, пока благоверный вкалывает на бесплатной творческой работе. Читала её актриса Театра имени Ленсовета Наталья Шамина. Пьеса Алексея Битюцких не нашла отклика в моей душе. Душе человека, который 4 года и 4 месяца пишет о театре бесплатно.

А вот пьеса «Лёха» Юлии Поспеловой в исполнении Александра Машанова — напротив. Потому что о любви. Она написана в форме ритмичной прозы, и прочитана в виде рэпа. Я не знаю, что такое эти ваши рэп-батлы, но «Лёха» был прекрасен. И трогателен. А фразу «В бога не верил, но подозревал, что он есть» я запомню.

«Эхо Любимовки» стало запоминающимся событием этого странного лета. Люди извне меня спрашивали: «А ты что, правда одна ходишь слушать пьесы?». Люди из тусовки удивлялись, что я не училась в театральном, в отличии от подавляющего большинства тех, кто приходил в ускользающем августе в «Книги и кофе».

Текст: Алла Игнатенко

Фотографии из открытого доступа

comments powered by HyperComments