You are here
Home > Театр > Космическая Репка

Космическая Репка

27 августа в Большом театре кукол состоялся показ спектакля космического масштаба. Маленькие зрители наблюдали, как их любимая детская сказка «Репка» оживала на сцене. А их родители стали свидетелями представления в стиле акмеизма. С помощью перчаточных кукол из войлока работы Марины Завьяловой и Ирины Титовец артисты Мастерской Руслана Кудашова: Иван Солнцев, Михаил Ложкин, Екатерина Белевич и Анастасия Грицай рассказали русскую народную сказку, наполнив ее новыми сакральными смыслами.

«Репка» сама по себе сказка не простая. В ней, как и в поэзии акмеистов заложено гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Эту сказку в Шенкурском уезде Архангельской губернии записал и опубликовал в 1863 году исследователь фольклора Александр Афанасьев. Основная идея «Репки» — взаимопомощь. В сказке четко обозначены иерархические связи: на первом месте дед, потом его жена, затем внучка и домашние животные. Сказка учит детей помогать старшим. Кроме того, мораль «Репки» в том, что ради общей цели стоит объединиться и примириться. Здесь нет вражды ни между кошкой и собакой, ни между кошкой и мышкой, ни между мышкой и людьми.

В Большом театре кукол к этим темам добавилась идея о рождении новой жизни и ее развитии, в котором кроме познания мира и попытки найти свое место и сказать миру «я есть» возможны и кризисы, и осознание, что «вытащить за волосы» никого нельзя до тех пор, пока он сам не поможет себе самостоятельно открыть внутренние двери.

В этом спектакле репка из овоща превращается в настоящую главную героиню, а точнее героя в исполнении Михаила Ложкина. С искренней заботой и вниманием репку ждут, как маленького ребенка и нового члена семьи, но не в огороде, а в русской народной избушке.

Избушку, а точнее практически целый мир с окнами и дверями, ведущими то на шоссе, то к каким-то говорящим на разных иностранных языках существам создала художница Марина Завьялова. Створки образуют окно, за которым сияет большой диск луны, превращающийся в экран для театра теней.

Стилистика декораций и анимации напоминает мультфильмы Юрия Норштейна. Здесь даже появляется медвежонок, который, несмотря на то, что пришел из другой сказки точно знает все о вершках и корешках, а также о том, чем кормить растущую репку.

Лейтмотивом к росту репки создатели спектакля выбрали стихи Осипа Мандельштама «У меня на луне»:

Это все о луне
Только небылица, —
В этот вздор о луне
Верить не годится.
Это все о луне
Только небылица…

Так начинается это стихотворение, которое напоминает о нереальности происходящего и сопровождает всю сюжетную линию.

Эстетика, отчетливость, ясность и рекурсивность образов, а также ритмический рисунок строк Мандельштама создают дополнительную связующую линию. Несмотря на то, что «на луне не растет ни одной былинки», она манит репку, которой расти как раз надо. И не только репку. После озвученного артистами театра приглашения Мандельштама хочется всем зрительным залом сесть на ракету и отправиться на луну или куда-нибудь в центр вселенной.

Куклы ближе детям, чем взрослым. Через игру с куклами развивается речь и воображение. Но спектакли Большого театра кукол настолько многозначны, что могут быть интересны и малышам, и их родителям. «Репка» была создана молодым режиссером Денисом Казачуком в 2014 г, но даже спустя три года в зале нет свободных мест. И это неудивительно, потому что в Большом театре кукол царит атмосфера волшебства, пробирающего до мурашек. Туда хочется возвращаться снова и снова.

Текст: Инна Зайцева

Фотографии из открытого доступа

comments powered by HyperComments