You are here
Home > Кино > Эхо Кинотавра в Лендоке

Эхо Кинотавра в Лендоке

Многие уже переживают, что заканчивается лето, а в Открытой киностудии Лендок наоборот вернулись к началу отпускного сезона, когда с 7 по 14 июня в Сочи состоялся 28-ой Открытый российский кинофестиваль Кинотавр. 4 августа зрители Петербурга смогли увидеть короткометражную программу главного фестиваля российского кино.

В первом короткометражном фильме «Судороги, Асфиксия, Смерть» Федора Ромма вслед за «жертвой ста семи смертельных недугов» Джерома К. Джерома, который нашел у себя все болезни, кроме родильной горячки, главный герой – студент медицинского института — исследует собственное тело с помощью медицинской энциклопедии. Он готов придумать себе любые смертельные заболевания от столбняка до шизофрении. И первая заповедь врача о том, что главное не навредить, относится здесь не к пациентам, а к самому будущему доктору с не в меру развитым воображением.

Второй фильм, уже совсем не комедийный, может понравиться любителям реалистичных фильмов про дворовых парней с района. «Дым» Ивана Плечева – драматическая история в духе дилогии о любви и нелюбви Павла Костомарова и фильмов по сценариям Владимира Козлова. В центре короткометражной криминальной драмы взаимоотношения отца — полицейского и сына – торговца наркотиками.

Неверию в хороших полицейских, да и людей в принципе, противопоставлена третья работа кинопоказа, где хорошего настолько много, что хочется любоваться бесконечно. Двести килограмм божественной красоты героини дипломной работы выпускницы ВГИК Ирины Строженко под названием «Шедевр» настолько привлекательны, что вдохновляют художника превратить эту безупречную женщину в Третьяковскую галерею. Многоступенчатый сюжет в духе абсурдизма и гротеска основан на рассказе Рэя Брэдбери «Иллюстрированная женщина». К психиатру, щелчком пальцев излечивающему душевные болезни пациентов, приходит удивительно довольная собой модель, словно из «Интимного дневника» Питера Гринуэя, которой приходится жить в мире будучи не такой, как все.

Следующая короткометражная работа «Молоко» литовского режиссера Дарьи Власовой удостоилась специального упоминания жюри конкурсной программы «Кинотавр. Короткий метр» «За точную реализацию замысла» и «За художественное преобразование сюра реальности в сюрреализм в искусстве». Абсурдистская комедия, атмосферой напоминающая «Лобстер» Йоргаса Лантимоса, «Неуместного человека» Йенса Лиена и «Частоты любви» Даррена Фишера повествует о идеальной белой семье, живущей в белой идеальной чистой квартире, где однажды ни с того, ни с сего появляется священное индийское животное – корова. Юмор, эстетика, композиционная точность и множественность смыслов данного фильма действительно производят впечатление.

Еще большего накала юмор достигает в черной комедии Александра Крутенкова «Лодыжка». Потерявшие самоуважение женщины выстраиваются в очередь к пластическому хирургу и готовы на любые жертвы, в том числе и потерять части собственных тел, лишь бы найти «женское счастье» с мужчиной, которому все как-то где-то неровно или многовато. Фильм напоминает «Время» Ким Ки Дука и «Кожу, в которой я живу» Педро Альмодовара.

И совсем иные смыслы вложены в метафору кожи в короткометражной работе «Кожа» Алексея Шабарова. Чрезмерно «мужское» воспитание жестоким учителем плавания своих учеников приводит к самым неожиданным последствиям. Если учитель позволяет себе кричать на учеников или бить их, его действия могут привести только к агрессии, в том числе и направленной на него самого. Каждый человек несет ответственность за собственные действия, а ответственность того, кто работает с детьми может быть и непосильной для тех, кому данная профессия не по плечу. И тогда, когда родителям и администрации учебного заведения все равно, может произойти все, что угодно.

Вопросы уже не только воспитательного, бытового, но и вселенского масштаба представлены в короткометражном фильме «Первый» Ладо Кватания, получившем диплом жюри конкурсной программы «Кинотавр. Короткий метр «За поэтическую интонацию фильма». Одинокая девушка находит в лесу упавшего к ней с неба космонавта, который не только полетел в космос до Гагарина, но и первым вызвал у нее искреннюю и глубокую любовь.

В целом, короткометражные работы кинопоказа получились разными по атмосфере, жанру, сюжету и идейной составляющей. Сегодня короткометражные художественные фильмы стали особой разновидностью искусства. Их отличительные черты — краткость, четкость и яркость. Всего за несколько минут режиссер с помощью киноязыка пытается поднять социально значимую тему, высмеять какое-либо явление или событие, показать пример героизма, рассказать о решении наиболее распространенных проблем и не только. Короткометражное кино говорит со зрителем так же, как и небольшой рассказ с читателем, и, если зритель умеет слушать, его ждут удивительные открытия.

Текст: Инна Зайцева

Фотографии из открытого доступа

comments powered by HyperComments