You are here
Home > Кино > «Дюнкерк»

«Дюнкерк»

18 июля состоялся пресс-показ новой картины Кристофера Нолана «Дюнкерк» — военной драмы, съемки которой начались ещё в мае 2016 года. ОКОЛО готов поделиться с читателями некоторыми размышлениями относительно новинки кинопроката и помочь решить – стоит ли идти на него в кинотеатре.

Сюжет фильма разворачивается вокруг событий 1940-го года во Франции: перед нами предстают детали Дюнкерской операции, имевшей место в начале Второй мировой войны. Мы увидим, как спасали 338 226 английских, бельгийских и французских солдат, что предстояло пройти людям, которые жаждали остаться в живых, и какова была цена спасения.

Хочется сразу отметить, что глубокого экскурса в историю режиссёр нам не предоставил. Данная картина не рассказывает о каких-либо тонкостях военного дела или особых исторических фактах начала Второй мировой войны, можно даже утверждать обратное: для человека, не знающего истории, многое, может быть, остаться непонятным, ведь объясняется в фильме самый минимум. Есть французские и английские войска, есть Дюнкерк, с которого пытаются эвакуировать более 330 тысяч человек, и есть немцы, всеми силами пытающиеся не подпустить их к Британским островам.

Реальная историческая подоплёка в действительности стала будто бы лейтмотивом кинофильма, толчком к развитию событий и связующим элементом между главными частями одной большой системы, а во главе происходящего встал человек. Да, именно человек в широком смысле этого слова: солдат английской армии, отдающий долг родине, француз, заключённый в стены родного города, будто в тесную клетку, капитан, главная задача которого – сохранять трезвость рассудка и хладнокровие, лётчик, пытающийся отразить наступление врага с воздуха или простой житель, добровольно отправившийся на подмогу армии прямиком в место сражения. Это фильм не о войне, а о том, как тяжело во время неё оставаться человеком, преодолевая страх, и, всеми силами цепляясь за жизнь, сохранять в себе те душевные качества, что отличают нас от животных.

С самого начала фильма, как и полагается, намечаются главные герои – трое солдат, отчаянно пытающихся спастись из Дюнкерка. Зритель не знает их истории (а в последствии открывает, что почти все герои остаются безымянными), потому что это не важно – война, столкнувшись с тобой один на один, не спрашивает твоего имени или рода занятий. Перед лицом войны все равны, и единственное, что становится важно – любой ценой остаться в живых.

Фильм богат на тонкие психологические моменты так называемой «жестокости без насилия». Мы видим, как человека, прежде спасшего сотни жизней лишь благодаря своей гуманности, выбрасывают за борт корабля – единственной надежды на спасение, — буквально под вражеский обстрел за то, что он другой национальности. Мы видим совершенно глупую, случайную смерть юноши на фоне солдат, умирающих за право на жизнь других людей. Мы видим отчаянные попытки чудом оставшегося в живых лётчика убедить спасших его вернуться к островам Британии. Мы видим рядовых солдат, вновь и вновь гонимых врагом на пляж Дюнкерка, устланный телами соратников.

Нагнетающую, напряжённую атмосферу создаёт также музыкальное сопровождение фильма. Композитор Ханс Циммер смог создать нечто не просто подчёркивающее происходящее на экране, но и создающее отдельное пространство. Музыкальный фон виртуозно вплетается в динамичный сюжет картины и соединяется с ним также легко, как и обособляется.

Нельзя не отметить достаточно выгодно подобранную цветовую гамму. На протяжении всего фильма она передаёт если не всю, то определённо большую часть общей атмосферы – выдержанные холодные тона, резко сменяющиеся на контрастные цвета, когда действия переходят в море, дают зрителю почувствовать ту странную полярность всего действия. Суша, берег символизирует дом и спокойствие, но в данный момент ознаменовывает угасание последних надежд на спасение, а море таит смертельную опасность и неизвестность, но в тоже время является единственной дорогой домой. Любая война – это сотни противоречий, и данная кинолента сполна даёт нам почувствовать это.

Актёрский состав с поставленной задачей справился относительно. Том Харди, Гарри Стайлс, Киллиан Мёрфи, Кеннет Брана и многие другие представили нам большую галерею характеров, однако чего-то в ней не хватило. Не было какой-то жирной точки, заключительного аккорда, апофеоза. Если бы это была театральная постановка, зритель бы проникся судьбой каждого героя, сочувствовал и сопереживал, пропускал через себя каждое поражение и победу, принимал бы горе и радость героев, как за свои, но по окончанию спектакля аплодировал, не вставая с места.

И трудно сказать, с чем связан этот неприятный эффект незавершённого действия, оставшийся после просмотра фильма. То ли актёры были не до конца откровенны со зрителем, то ли режиссёр оставил за кадром несколько необходимых деталей, то ли сценарист убрал где-то всего пару важных диалогов – никто не знает, однако факт остаётся фактом: драма есть, и она была осмыслена, обдумана и пропущена через душу, но не осталась там навсегда.

Однако за счёт этого можно говорить о том, что картина лишена ненужного пафоса и чрезмерной драматизации событий. Действия происходят стремительно, нам некогда углубляться и останавливаться на каких-то деталях, даже если они психологичны и философичны, что в рамках жанра драмы глубоко ценится. Личная драма тут есть у каждого, но это – война, а на войне нет места чувствам. Из зрителей не вытягивают насильно слезинки, ему не навязывают чрезмерную слащавость и похожую на каламбур драму, а на фоне нынешнего кинематографа это производит приятное впечатление.

Фильм оставляет сильные впечатления. Он будет интересен (читай – рекомендован) всем, кто предпочитает внутреннее, эмоциональное сухим фактам и историческим сводкам.

Выходя из кинотеатра, оглянитесь по сторонам. Посмотрите на яркий солнечный свет и зелёные насаждения вокруг, на историческую архитектуру или на ночную иллюминацию – всё зависит от времени и места, — и заново прокрутите в мыслях увиденное на экране. Тогда всё это обретёт намного большее значение и покажется куда более важным, чем если читать учебники истории.

Кажется, это и есть главное – отразив на ленте короткий промежуток судьбы героев, заставить зрителей понять то, что пришлось пережить тысячам людей, и хоть ненадолго заставить их ценить то, что в их жизни всё может быть по-другому.

 

Автор: Анна Политова

comments powered by HyperComments