You are here
Home > Театр > Сцены из жизни актёров и меценатов

Сцены из жизни актёров и меценатов

В последний весенний день, по-питерски холодный и дождливый, Театр-фестиваль «Балтийский Дом» порадовал зрителей необычной премьерой.

Московский режиссер Иосиф Райхельгауз поставил на сцене петербургского театра комедию «Таланты и поклонники», которую артисты представили на суд зрителей 13 и 31 мая. Художественный руководитель московского театра «Школа современной пьесы» подготовил к своему семидесятилетнему юбилею достойный подарок – постановку спектакля по пьесе Н.А. Островского, русского драматурга и создателя реалистического театра. Остается только гадать, по какой причине режиссер-новатор обратился к классике.

Может быть, в наше непростое время, нет больше интересных пьес о жизни и быте, а театры все больше увлекаются политикой и историей, либо ищут новые театральные формы в дополнение к драматическому искусству. Или же, гениальный худрук решил поменять амплуа и взял драматургию Островского, поскольку она всегда востребована и современна, и еще потому, что классику «испортить невозможно».

Используя приемы гротеска, И. Райхельгауз так построил спектакль, что зрители временами скучали, местами недоумевали, а потом, затаив дыхание, пытались поймать каждое слово артиста.

 

Было ли это просто шуткой или специальным режиссерским ходом, но в середине спектакля актеры разрушили не только «четвертую стену», но и все действие, и начали играть «читку на сцене». «Разговор за столом» плавно перешел в критику наших чиновников и министров за маленькие зарплаты и издевательское отношение к творческим людям. Впрочем, это было вполне уместно.

Потом неожиданно «выстрелило чеховское ружье», повешенное на стену в первом действии. Правда, у Райхельгауза ружье превратилось в лошадь, которая была неправильно запряжена и упиралась, но честно играла свою нелегкую роль.

Кем могла быть эта «лошадь»? Символом жанра или пародией на актеров? Метафорой для всех людей, которые безропотно играют свои жалкие роли на чужом празднике жизни? Не случайно в конце спектакля главная героиня поет куплеты: «Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее, вы тугую не слушайте плеть!». Известные слова из культовой песни Владимира Высоцкого. Темп нарастает, животное не выдерживает. Лошадь сменяют два больших игрушечных коня, ярко раскрашенных и холодных, прочных и послушных, неживых.

Автор спектакля словно задает загадки зрителям, но пьеса Островского все равно выводит на главный конфликт – таланты и поклонники. Артисты и меценаты. Люди искусства и их спонсоры. Вначале, кажется, что каждый из них живет своей собственной жизнью. Потом появляются вопросы: «Почему потерял свое состояние милый помощник режиссера Мартын Прокофьич (артист Леонид Алимов)? Какие узы связывают старого трагика Ераста Громилова (н.а. России Роман Громадский) и молодого купчика Васю? За что чиновник Григорий Бакин так ненавидит молодого учителя Петра Мелузова?» И наконец, самый главный вопрос, обращенный к молодой талантливой актрисе: «Сколько стоит ее талант?».

Несмотря на абсурдность вопроса, он оказался самым главным в спектакле. Александра Негина (артистка Елена Карпова) должна ответить быстро и точно. Если недооценить себя, то окажется под угрозой вся артистическая карьера, возникнет финансовый крах – долги, неплатежи, невозможно будет поддерживать имидж и получать главные роли. Если переоценить? Тогда придется положить на чашу весов часть своей личности. Лучшую часть, без которой уже никакой талант невозможен…

Спектакль очень украшали вокальные номера – старинные городские романсы в сопровождении оркестра на сцене и танцевальные этюды.

Постановка получилась интересной, необычной, запоминающейся. Хочется пожелать всем участвовавшим в создании спектакля творческих успехов и дальнейшего освоения «новых» классических пьес!

Текст: Мария Гузарева

Фотографии из открытого доступа

comments powered by HyperComments