You are here
Home > Кино > Трейнспоттинг 2 /На игле 2

Трейнспоттинг 2 /На игле 2

Пресс-показ долгожданного продолжения культового фильма «На Игле! состоялся 3 марта в киноцентре «Великан Парк»

В далеком 1996-ом на экраны вышел сразу же ставший культовым фильм «Трейнспоттинг». Фильм принес славу и деньги всем, кто участвовал в проекте. Дэнни Бойл стал всемирно-известным режиссером, Юэн Мак-Грегор модным актером, продажи книжек Ирвина Уэлша пошли вверх, и даже старина Игги получил свой кусок пирога за использование своего сильнейшего боевика «Lust for life», который задает настроение всему фильму. Не обошлось без этой песни и в Т2, саундрек к которому не слабее саундтрека к первой части. И в котором помимо Игги Попа присутствуют the Clash, Underworld, Young Fathers и многие другие. Но обо всем по порядку.

К семи часам вечера в зале погас свет, и на экране зажглась информация о возрастных ограничениях «0+». Я давно уже ничему не удивляюсь, но тут у меня возник закономерный вопрос: «Как можно снять вторую часть «Трейнспоттинга», так чтобы она получила рейтинг 0+?» Ответ не заставил себя долго ждать. 0+ получила вторая часть мультфильма про маленьких синих человечков, посмотреть которую настойчиво призывала не совсем таргетинговая реклама перед тем как начался показ. Потом показали еще пару трейлеров какого-то унылого голивудского фуфла и уже непосредственно перед началом предупреждение о том, что в фильме есть сцены употребления табака, что не должно восприниматься как призыв к действию и наверняка плохо для вашего здоровья. Кажется, я был единственным, кому это показалось смешным. Ну, хотя бы, в контексте того, что в «Т2» Бойл снял одну из самых красивых сцен употребления героина. Не говоря о многочисленных сценах употребления кокаина.

Героин. По странному стечению обстоятельств, вторая половина девяностых годов в России была временем настоящей героиновой эпидемии. Сложно сказать насколько тут искусство повлияло на реальность, но культовый статус «Трейнспоттинг» получил преимущественно в молодежной и контркультурной среде. Однако прошло 20 лет, и до сих пор остались те, кто принял близко к сердцу этот фильм, получивший в русском прокате странное название «На игле». «Трейтспоттинг» – это сленговое выражение для того самого эффекта фантомных вспышек света и полета сквозь внезапно искажающееся пространство, который замечательно показан в конце «Т2». В то же время в буквальном смысле «трейнспоттинг» есть наблюдение за поездами. Сцена из романа отсылающая к этой трактовке не попала в первый фильм, но присутствует во втором. Сложновато? Вот и прокатчики так решили, заменив непонятное слово на мало связанное с ним по смыслу «На игле». Локализация названия не единственная проблема перевода. Не меньше возникло проблем и с прозвищами главных героев. Так Саймон становился то Больным, то каким-то нелепым Кайфоломом, а Дэниэл то Кочерыжка, то Обрубок. В большой мере трудности перевода обусловлены сложностью литературного материала, ставшего основой для фильма. Ирвин Уэлш широко применяет шотландский диалект английского и разнообразные сленговые словечки, популярные во второй половине 80-х среди торчков, мелких преступников и футбольных хулиганов. Зачастую это просто невозможно адекватно перевести на русский. В «Великан Парке» кино показывали без дубляжа, но с русскими субтитрами, и, вероятно, это лучший способ смотреть этот фильм. А смотреть его стоит. И вот почему.

«T2» это проникнутая романтизмом история возвращения к корням. Мы простились с героями Трейнспоттинга, когда им было лет по двадцать. Сказать что они полюбились зрителю, наверное, было бы слишком сильным обобщением. Сложно испытывать теплые чувства к героиновому наркоману. И герой Мак-Грегора говорит об этом в одном из замечательных диалогов, которыми полон «Т2». В этом отношении Бойлу повезло опять работать с сильным литературным материалом, и подобного качества диалоги мы не так уж часто видим в кино. Вспоминается разве что несравненный мастер диалога и перестрелок Квентин Тарантино, который обычно пишет сценарии для своих фильмов сам.

В «Т2» мы видим изрядно постаревшего и набравшего вес Марка Рентона возвращающегося в Эдинбург после 20 лет отсутствия. Говорят, что жизнь героинового наркомана похожа на ад на земле, но странное свойство человеческой психики состоит в том, что мы можем испытывать ностальгию даже по самым мрачным временам своей жизни. Тем более это была юность, и другой юности у героев Уэлша не было, так что их ностальгия вполне понятна.

Рентон приходит домой, где его встречает отец. Они сидят за столом, и одно кресло остается пустым, однако на стене за ним мы видим тень отсутствующей матери Марка. Может быть, это одна из самых светлых, грустных и проникновенных сцен в фильме. Не так однозначны моменты встреч главного героя с друзьями. Или слово друзья надо было взять в кавычки? Ну, Кочерыжка действительно искренне рад видеть Марка. Хотя бы по тому, что в момент своего появления тот спас несчастному суициднику жизнь. Насчет двух других членов тусовки все гораздо сложнее. Двуличная сволочь Больной привычно играет в свои игры в надежде поиметь всех. Годы текут, но характеры не меняются, только ярче становятся характерные черты. Тоже самое, в полной мере, можно сказать и о Бэгби. Встреча с ним это кошмар, преследовавший Рентона все эти долгие двадцать лет. По крайней мере об этом прямо говориться в оригинальном романе «Порно» по мотивам которого снят «Т2». Впрочем, «Т2» весьма косвенным образом относится к «Порно». И в отличии от «Трейнспоттинга» его вообще сложно считать экранизацией. Однако, надо заметить, что в этот раз перед нами как раз тот случай, когда писатель и режиссер фигуры конгениальные. И в итоге мы получаем две разных, но одинаково сильных истории. Вообще, сильная сторона прозы Уэлша – это живые, сложные и подробно прописанные характеры героев. И надо отдать должное актерам – они смогли мастерски это передать, как в первом фильме, так и во втором. Сам Уэлш, кстати, тоже засветился в обоих фильмах. В первом в роли дилера по прозвищу «Мать настоятельница», а во втором в роли скупщика краденого. И этот момент далеко не единственная отсылка к первой части фильма. «Т2» полон цитат из «Трейнспоттига», так что мы снова увидели и «худший туалет в Шотландии», и ее прекрасные зеленые холмы, и сцены ультра-насилия без которых не обходится появление Бегби. При этом «Т2» выполнен современным визуальным языком, что подразумевает немалые вложения в процесс производства, в отличии от «Трейнспоттинга», сделанного буквально на коленке. Двадцать лет не прошли даром не только для героев, но и для режиссера. И если в первом фильме во время съемок той самой знаменитой сцены погони под «Lust for life» оператору приходилось ставить камеру на скейт (На скейт, Карл!), и, вероятно, это был единственный случай художественно оправданной тряски и дрожания камеры, то в «Т2» картинка и визуальные эффекты вполне на уровне современных мировых стандартов.

Итак, перед нами красиво снятая история приключений изрядно постаревших героев «Трейнспоттинга», но, если задуматься, фильм не о приключениях. Как и первый был не о героине. Знаменитый монолог «Выбери жизнь», названный так по лозунгу антинаркотической пропагандистской кампании, достаточно ясно доносит позицию героев, а может быть и авторов, в отношении навязываемого обществом образа жизни. Уэлшу удалось сформулировать то, что смутно ощущали многие, и в «Т2» мы видим продолжение этого монолога адаптированного к современным реалиям и вложенного в уста Марка Рентона. В реальной жизни мы не часто разражаемся такими длинными, ясными, богатыми и поэтичными речами. Не удивительно, что после того как Марк заканчивает говорить, юная и прекрасная девушка оказывается в его объятиях. Монолог – квинтэссенция всего, что хотели сказать авторы в этом фильме, полном сильных натуралистичных сцен и в тоже время весьма забавных эпизодов.

В кинотеатрах страны с восьмого марта. Смотрите кино. Держитесь подальше от героина.

 Текст: Кирилл Старовойтов

comments powered by HyperComments