Вы здесь

«Ноль К»

Дон Делилло – известный американский писатель-постмодернист. Настоящую известность ему принес роман «Underworld» (1997), который так и не был переведен на русский язык. Его творчество было отмечено многочисленными наградами как за отдельные романы, так и за вклад в мировую и американскую литературу.

«Ноль К» — уже семнадцатый роман писателя. Он увидел свет в мае 2016, а в январе 2017 вышел на русском языке.

Действие романа начинается в криогенной лаборатории под Челябинском, куда приезжает главный герой Джеффри Локхарт с отцом и смертельно больной мачехой, которую здесь должны будут заморозить для того, чтобы вернуть к жизни тогда, когда будет найдено лекарство от ее болезни. Да и сама жизнь преобразится: будет использоваться новый универсальный язык, люди обретут вечную жизнь и молодость.

Роман крайне скуден на события, основное действие – в рассуждениях и ощущениях Джеффри. Путешествуя по криогенной лаборатории, он задается вопросами о смерти, жизни, любви, потере близких, сложности выбора. Что будет, если люди смогут победить смерть? А вдруг без смерти жизнь не имеет смысла и человечество, победив ее, станет искать смерти заново, искусственным путем, так же, как раньше искало бессмертия? Может быть как раз смерть и определяет ценность жизни, а без нее не будет смысла? Исчезнут ли тогда религия и искусство? Все эти вопросы повисают в воздухе, писатель не дает ответа на них, персонажи, встречающиеся на пути Джеффри Локхарта лишь добавляют неоднозначности его размышлениям. Да и

могут ли быть общие ответы на эти вечные вопросы? Не могут объяснить какой именно будет та фантастическая вечная жизнь и работники лаборатории, они лишь беспрестанно повторяют заученные слова о победе над смертью, высшем разуме, избавлении от предрассудков. Их действия напоминают своеобразные религиозные обряды, и читатель вместе с главным героем начинает ощущать себя лишним и одиноким среди этих горящих своими убеждениями людей.

Надо отметить, что главный герой единственный персонаж, чья судьба остается неизвестной в конце романа. Совершенно неясно, что будет делать он со всем этим грузом вопросов. Собственно, всю книгу он производит впечатление стороннего наблюдателя, у него нет какой-либо конкретной цели, Джеффри – лишь невольный зритель на протяжении всего романа. Несмотря на это, его рефлексии и внутренние монологи занимают бОльшую часть книги, но выводов из этих размышлений не следует, кажется, Делилло оставляет эту работу читателям.

Место действия очень абстрактно, хоть и имеет довольно конкретное расположение , но на самом деле лаборатория могла бы находиться где угодно. Тут нужно отметить мастерство автора: он прекрасно создает атмосферу, в которую читатель погружается с первых страниц книги. Надо сказать, что ее выдержит не каждый читатель, ощущение от виртуального нахождения в этой лаборатории смерти (или вечной жизни – смотря с какой стороны посмотреть) весьма гнетущее.

Роман вряд ли подойдет для тех, кому нравятся неожиданные сюжетные повороты, их у Делилло практически нет, также не стоит искать там конкретного совета или руководства к действию. «Ноль К» — достаточно монотонное произведение, полное философских размышлений, не приходящих к какому-то единому знаменателю. Здесь есть достаточная почва для того, чтобы читатель продолжил самостоятельно «фантазировать на тему», но все это уже останется за рамками книги. Рядовой же читатель наверняка останется с острым чувством недосказанности от того, что в романе поднято огромное количество важных вопросов и не дано ни одного ответа. В целом создалось впечатление, что Делилло нарочно хотел «разбередить рану», дабы призвать читателя к размышлению на эти вечные темы. И если это так, то ему это удалось.

Автор: Анна Сказко

comments powered by HyperComments