Вы здесь
Главная > Театр > На Хитровке о Станиславском

На Хитровке о Станиславском

Культурный центр «Хитровка», Москва,  , Константин Станиславский.

МХТ им. А.П.ЧеховаПрезентация книги Инны Соловьёвой«Первая студия — второй МХАТ»фото Екатерины Цветковой

Культурный центр «Хитровка» неустанно продолжает свою просветительскую деятельность на ниве искусства. Уютный старинный подвал уже обжила актерская школа и полюбили зрители, открывшие там для себя необычные спектакли, интересные выставки, кинопоказы и лекции.

В середине февраля «Хитровка» представила цикл лекций прославленного искусствоведа Инны Соловьевой «Станиславский:система как свобода». Интерес к творчеству великого режиссера никогда не иссякает. Все три субботы на лекциях, повествующих о жизни Константина Сергеевича в искусстве, его сценической судьбе и судьбе его знаменитой «системы» было многолюдно. На одном из выступлений побывал корреспондент «Около»..

Инна Соломоновна с присущем ей обаянием, неспешно и негромко, как в кругу близких друзей рассказывает о Станиславском — актере. Любимовка, любительский Алексеевский кружок, первые сценические опыты юного Кости. Страстное увлечение сценой, занятия актерским мастерством, пластикой, вокалом, походы в Малый театр. Работа казначеем Московского отделения Русского музыкального общества, получившая одобрение П. Чайковского. Знакомство с театральным деятелем А Федотовым, организатором первого частного театра на Политехнической выставке 1872 года и создателем петербургского театра БУФФ. Желание соединить высокое искусство и купеческую практичность. Основание на собственные средства Московского Общества Искусства и Литературы (МОИиЛ), первые роли на его сцене. Рождение МХТ.

Лектор доводит своего героя до 1922 года, когда Станиславскому, уже признанному режиссеру и творцу «системы», приходится в заграничной поездке сыграть роль Шуйского в спектакле «Царь Федор Иоаннович» — роль, от которой он отказался прежде.

Лекции Инны Соловьевой безусловно рассчитаны на хорошо подготовленного слушателя. Рассказчица без конца уходит от основной темы повествования, углубляясь то в историю происхождения купеческого рода Алексеевых и их ярославских корней, то в сведения о театральной жизни Ярославля тех лет, долго и много рассуждает о царях и революционных кружках. Энциклопедические познания автора лекций позволяют ей то и дело пускаться в далекие экскурсы, которые интересны сами по себе, но в отсутствие стройности рассказа начинают изрядно путать зрителей. Докладу явно не хватает стержня и той самой «системы», о которой идет речь. Местами лектор уже и сама не может вспомнить, с какой целью она начала так отдаляться от темы, а слушатели так и не узнают многих важных фактов из жизни Станиславского — актера. Из его многочисленных ролей на сцене МОИиЛ упоминается лишь Звездинцев в «Плодах просвещения», хотя, играя в Обществе, будущий режиссер впервые прославился как актер. Ни слова о его мхатовских артистических шедеврах — ролях Астрова («Дядя Ваня»), Вершинина («Три сестры»), Сатина («На дне»), Гаева («Вишнёвый сад»), Шабельского («Иванов», 1904). Ничего о дуэте Вершинина — Станиславского и Маши — Книппер-Чеховой, который вошёл в сокровищницу сценического искусства. Унесшись в высокие исторические дали от темы, рассказчица растерялась сама и пять раз повторила, что в 1922 году Станиславсикй вынужденно сыграл Шуйского, но ни разу не вспомнила историю со спектаклем «Село Степанчиково и его обитатели» и ролью Ростанева, из-за неудачи с которой Станиславский навсегда отказался от карьеры артиста.

Лекция-пунктир, лекция, состоящая из трассирующих пуль фактов, не всегда логично связанных между собой. Такие выступления предназначаются в первую очередь просвещенным любителям интеллектуальных головоломок и паззлов. Только зачем ходить на подобные доклады тем, кто и так знает все? Зато тем, кто пришел пополнить свой багаж знаний чем-нибудь новым не так — то легко соединить обрывки глубоких познаний лектора в единую цепь повествования. Возможно, в этой мозаике речи есть немало креатива, но все-таки хочется уйти с лекции с запасом приобретенных оригинальных сведений, а не ломать голову над известными, но скроенными невпопад, как лоскутное одеяло, фактами биографии режиссера Станиславского.

 

                                                                                                 Текст: Дарья Евдочук

comments powered by HyperComments