You are here
Home > Музыка > Mireille Mathieu: Pardonne-moi ce caprice d’enfant

Mireille Mathieu: Pardonne-moi ce caprice d’enfant

Казалось, что вся Франция поместилась в одном зале. Она подарила петербуржцам очарование весеннего Парижа, игривую легкость любви и томность страсти. 9 марта БКЗ «Октябрьский» рукоплескал легендарной Мирей Матье!

Вот уже много лет весь мир восхищается французской эстрадой и голосами ее исполнителей. Где-то легкая и игривая, где-то проникновенно-лиричная, она покорила сердца нескольких поколений слушателей и остается популярной и в наше время. Поэтому поход на этот концерт для меня был как прикосновение к удивительной сказке: песни и голос Мирей Матье и так производят неизгладимое впечатление, а вживую поражают насквозь.

Под влияние французского шарма БКЗ попал еще до выхода певицы на сцену, когда начался пятиминутный фильм о Матье. В нем певица предстает перед зрителем в самых разных образах. То игривая, то строгая, то легкомысленная, то страстная, то сама элегантность, то форменный Гаврош. Ее выход на сцену был продолжением этого ролика: будто Матье вобрала в себя все эти образы, одновременно величественная и душевная, в маленьком черном платье – воплощении классики по советам Коко Шанель.

Tous les enfants chantent avec moi

«Добрый вечер, друзья! И добрый вечер, Санкт-Петербург!», — приветствовала на русском собравшихся певица, исполнив первую композицию. Она призналась, что рада встрече со зрителями, а затем, перейдя на французский, объявила вечер любви между собой и русской публикой. Матье запела первые строки композиции и пригласила Петербург спеть с ней Tous les enfants chantent avec moi. А следом после этой задорной и светлой песни зазвучала тягучая, томная La paloma adieu.

Зал рукоплескал после каждого произведения. Матье приходилось делать длинные паузы между песнями, чтобы дать зрителям время на овации. Не менее щедрой публика была на подарки: певицу завалили цветами в буквальном смысле. Она едва успевала принимать многочисленные букеты, которые тут же подхватывал ее помощник. Неуместно будет предполагать количество подаренных ей цветов: здесь следует говорить о килограммах их веса.

Сидя на балконе «Октябрьского» и будучи уже взрослой дамой, я немного завидовала тем детям, что оказывались у сцены. Нескольких их них в разные промежутки времени подняли на сцену, и Матье ласково поцеловала их в щеку. Все эти ребята были красиво одеты: мальчики в костюмах, девочки в платьицах. Приятно, что родители приучают детей к прекрасному, будь то творчество певицы или дресс-код для выходного мероприятия.

Выступление Матье было разделено на два отделения. В первом она раскрыла очарование своего творчества разных лет: звучали песни и уже далеких 1970-х годов, и еще близкого к нам 2015-го года. В этом же отделении она исполнила песню Эдит Пиаф L’hymne à l’amour. Матье неоднократно сравнивали с ней, в начале карьеры ей было непросто совладать с этой схожестью, но все же она стала не тенью великой соотечественницы, а уникальной самостоятельной исполнительницей и заняла почетное место в списке знаменитых французских шансонье.

С Россией певицу связывает многолетняя добрая дружба. Она часто приезжала в Россию как до, так и после распада СССР. Некоторые русские песни она включила в свой репертуар. В конце первого отделения она вспомнила своего старого друга, дирижера и художественного руководителя Академического ансамбля песни и пляски имени Александрова Валерия Халилова – и спела на французском и русском языках «Подмосковные вечера», которую когда-то исполняла вместе с этим коллективом.

Non, je ne regrette rien

Во втором отделении Матье продолжила дарить зрителям свои хиты самых разных лет, то полные энергии, то нежные и тихие, будто доверительный разговор. Ее поддерживал небольшой музыкальный коллектив. Гитара, ударные, клавишные, виолончель, флейта, аккордеон, бэк-вокал – аккомпанемент прекрасно дополнял голос Матье. На песне L’amour a Paris певца ушла за кулисы, чтобы переодеться, а бэк-вокал продолжил повторять куплет в ожидании ее возвращения. Легкие движения, улыбки на лицах, приятные голоса – музыканты сами получали удовольствие от своего выступления.

Вернувшись, Мирей запела, пожалуй, культовую песню из репертуара Шарля Азнавура – Une vie d’amour. В живом исполнении Матье она получилась особенно трогательной – проникновенная, нежная, немного дрожащая за счет легкого вибрато. На некоторых нотах казалось, что сердце вступало с песней в резонанс. Зал встретил этот номер овацией, и едва утихли аплодисменты, как певица преподнесла еще один сюрприз. Она исполнила несколько произведений на разных языках: немецком, французском, английском, испанском, итальянском, японском… И каждый раз благодарила публику на соответствующем языке. Финальным аккордом этого маленького выступления стало страстное исполнение песни «Очи черные». Зрители остались в восторге, а один из поклонников вышел на сцену, чтобы поблагодарить певицу лично.

Мирей сама представила подошедшего к ней мужчину: это был народный артист СССР Владимир Этуш. Он специально приехал на один вечер в Петербург, чтобы попасть на концерт Матье. Певица тепло поблагодарила актера, вручившего ей букет белых роз, а зрители поддержали Этуша овациями.

К заключению концерта Матье приберегла самые прославленные композиции. Известнейшая Pardonne-moi ce caprice d’enfant звучала так легко и нежно, что и самой хотелось капризничать как ребенку и просить за это прощение – ведь так приятно его получать. Но вот пришло время собраться: остренькую Ciao, bambino, sorry, зрители сопровождали хлопками едва ли не весь номер. А после нее Матье исполнила легендарную Non, je ne regrette rien – и сделала это со всем уважением к творчеству Эдит Пиаф, сильно и ни о чем не сожалея. Завершилась основная часть концерта песней Prends le temps, и на некоторое время Матье ушла за кулису. Чтобы вскоре вернуться на бис.

К моменту ее выхода многие зрители встали со своих мест – и я тоже. Когда Матье вновь появилась на сцене, все остановились там, где стояли. Выход на бис я смотрела, стоя у края балкона вместе с другими зрителями и охранниками «Октябрьского». «Вот и счастье какое на нее посмотреть», — с улыбкой сказал один из них.

Без слов Матье запела едва дрогнувшим голосом Maman la plus belle du Monde. Эту песню она посвятила своей матери, которой не стало год назад. На экранах сменялись фотографии Марсель-Софи Матье, то одиночные портреты, то те, где она была вместе с дочерью. Казалось, что сама Матье не могла сдержать слез. Я и не пыталась: стояла у края балкона, а слезы сами катились по щекам.

Отпускать певицу публика не хотела еще долго после этого. Ей аплодировали, преподносили цветы, Матье со сцены махала зрителям, кланялась им, а оркестр все наигрывал и наигрывал мелодию. Даже занавес уже опустился – но вскоре поднялся вновь. И тогда Матье запела на бис Pardonne-moi ce caprice d’enfant, заставив зрителей вновь замереть. Она пела и просила простить детские капризы, а БКЗ аплодировал и прощал с удовольствием.

Текст: Екатерина Архипова
Фото: Жанна Крутова

comments powered by HyperComments