You are here
Home > Музыка > Карнавальная ночь джаза в Филармонии

Карнавальная ночь джаза в Филармонии

Самый известный персонаж культовой комедии «Карнавальная ночь» товарищ Огурцов прославил фильм своим изречением: «Ну и что, что квартет? Добавьте сюда ещё людей — будет большой, массовый квартет». Вот, именно это и произошло 16 октября в Филармонии имени Д. Шостаковича. Во-первых, там состоялся «Карнавал джазовых музыкантов», а во-вторых, четверо талантливых пианистов сыграли для жителей Санкт-Петербурга и соло, и дуэтом, и даже квартетом.

Первым на сцену вышел пианист из Санкт-Петербурга, лидер собственного трио и участник различных музыкальных коллективов, включая Billy’s Band, лауреат отечественных и зарубежных фестивалей, хорошо известный в кругах джазовых музыкантов от Финляндии до Японии — Николай Сизов. Он исполнил импровизации на темы американского джазового композитора Дюка Эллингтона.

sizovnn_big

Здесь следует отметить, что джазовый концерт – это всегда импровизация. Исполнители редко заглядывают в ноты, экспериментируя с мотивом, придумывая вариации прямо на ходу, вступая в своеобразный музыкальный диалог друг с другом.

all_inclusive-nikolay_sizov_big

Так и произошло, когда к Николаю Сизову присоединился один из самых известных отечественных джазовых музыкантов, высокопрофессиональный пианист, талантливый композитор, великолепный аранжировщик, телеведущий, продюсер и арт-директор джазовых фестивалей, Народный артист России, Почетный член Сиднейского профессионального Джаз-клуба, популяризатор джаза в России и за рубежом – Даниил Крамер.

264c5278-1ac9-4429-9144-ee7994c74491

 

Его исполнение отличается не только высокой техникой и яркой эмоциональностью, но и невероятной энергетикой. Даниил Крамер играл на рояле, пританцовывал и подпевал, создавая атмосферу самого настоящего праздника среди исполнителей и слушателей концерта.

Компанию музыкантам составил не менее именитый джазовый пианист и композитор, выступавший с певцом Бобби Макферрином и джазовым музыкантом Ленни Уайтом, а последние несколько лет в составе трио с В. Волковым и В. Гайворонским, вдохновитель множества международных проектов и ключевая фигура джаза Санкт-Петербурга – Андрей Кондаков.

2-z10-2606c61a-b37a-4085-8f9c-148c4b3204fc

Композитор исполнил музыку собственного сочинения соло, а также сыграл дуэтом с молодым дарованием, лауреатом международных конкурсов, лидером джазового трио «Добрый вечер» – пианистом Станиславом Чигадаевым. «Норвежское буги» на двух роялях стало настоящим спектаклем, в котором рояль Андрея Кондакова звучал нежно и мелодично, а интонации вариаций Станислава Чигадаева отличались энергией и напором.

image

То в их игре угадывались звуки поезда, то слышался спор басов. Гармонии и ритмы менялись, перетекая друг в друга и собираясь вместе в единое невероятное экспромтное сочинение, которое писалось прямо на сцене в присутствие всего зрительного зала.

Ведущий концерта — автор первой в истории российской библиографии энциклопедии джаза, музыкант, музыковед и лектор — Владимир Фейертаг признался, что до последнего момента не знал, какие именно произведения будут исполнять музыканты.

Дело в том, что пианисты, выступавшие в этот вечер в Филармонии, настолько виртуозны в своем мастерстве и настолько хорошо умеют играть на слух, что смогли совершить настоящее чудо – великолепно продемонстрировать саму суть джаза, его мистику и уникальность – импровизацию.

Владимир Фейертаг предложил зрителям самим угадывать известные мелодии из фильмов, джазовых шлягеров и даже рок-группы Нирвана. Джаз – демократичен, и как выяснилось отлично может идти в ногу, как с классической музыкой, так и с рок-хитами.

Легкость и воздушность аранжировки, сменялась интеллектуальной полифонией в духе И. Баха с размахом, на который был способен, разве что, С. Рахманинов или Ф. Лист. А основной мотив, созданный Куртом Кобейном, мастерски превращался Станиславом Чигадаевым и Андреем Кондаковым из рок-хита практически в детскую колыбельную, чтобы уже через несколько мгновений трансформироваться в совсем новое и удивительно красивое музыкальное произведение.

Также великолепно, празднично и ярко Даниил Крамер вместе со Станиславом Чигадаевым исполнили «Снежинки» композитора и одного из основателей школы джаза в России — Александра Цфасмана.

Кульминацией концерта стал именно квартет. За двумя роялями одновременно импровизировали четверо пианистов, меняясь местами, танцуя, и демонстрируя невероятную эмоциональность, а также виртуозную технику, в которой есть место и пиццикато, и слэпу, и классической игре.

Как выяснилось, возможно провести акустический джазовый концерт, играя исключительно на роялях. Не случайно говорят, что джаз берет начало с рэгтайма, который был вначале чисто пианистическим типом музыки. И пусть в первых оркестрах, шествовавших по улицам Нью Орлеана, рояля не было, сейчас в мире очень много известных джазовых пианистов и импровизаторов. Причем, если среди музыкантов, играющих на гитаре или саксофоне, встречаются талантливые «самоучки», то пианисты, как правило, имеют консерваторское музыкальное образование.

Тем интереснее наблюдать за тем, как профессионалы в своем деле легко и изящно отбрасывают свойственный классическому амплуа образ, чтобы попробовать себя в иной роли, где прямо за роялем можно подпевать, танцевать и позволять музыке свободно развиваться и принимать новые формы.

Товарищ Огурцов говорил, что «нужно, чтоб музыка тебя брала, нужно, чтобы она тебя вела, но в то же время и не уводила». И именно этого никогда не случится с джазовыми импровизациями. Потому что джаз берет за душу, ведет за собой в загадочные миры фантазии и уводит от реальности, позволяя расслабиться, воодушевиться и получить мощный заряд энергии.

                                                                           Автор: Инна Зайцева

                                              Фотографии из открытого доступа 

comments powered by HyperComments