You are here
Home > Кино > Трагедия современного человека, которая станет классикой

Трагедия современного человека, которая станет классикой

Благодаря «Киноафише.инфо» и кинокомпании «Cinema Prestige», 20 октября состоялся закрытый пресс-показ фильма «Я, Дэниел Блэйк». Петербургские журналисты посмотрели его на неделю раньше официальной премьеры, отведали восхитительную домашнюю кухню от кейтеринговой компании «Питер», запивая шампанским от «Лъва Голицына». 

Дэниел Блэйк — недавно овдовевший пожилой бездетный работяга. Он — плотник, отличный мастер, но после перенесенного инфаркта, вынужден оставить свое место работы и обратиться за пособием. Человек, всю жизнь пахавший, как проклятый, теперь должен воевать с безумной и бездушной бюрократической системой…

«Если у нас нет машины времени, то нам конец».

Этот фильм обязателен к просмотру всем российским зрителям. Подавляющее большинство россиян знают думают, что государству на нас плевать, живем мы ужасно и вообще из России валить нужно. История Дэниела Блэйка «утешит» россиян тем, что жить плохо везде.

Безусловно, очень много людей берут пособия по безработице или инвалидности, при этом еще и зарабатывая самостоятельно. Но нам рисуют атмосферную картину, которая знакомит нас с персонажами, не являющимися художественной выдумкой. Они самые обычные и в них вы можете узнать себя или своих близких. С первых минут нам показывают нашу реальность, уклад жизни этих людей и их действительную необходимость в пособиях. Когда главные герои знакомятся друг с другом, по пути домой им встречается трехлапая собака. Большинство не обратит на нее внимание, но она является важной частью истории. Нет, у нее не будет полноценной роли и покажут ее исключительно мельком, но как же она дополняет всю эту ситуацию безысходности. Трехлапой, бездомной, голодной собакой — запросто может почувствовать себя любой, в самые сложные свои дни.

«Я всё могу починить, кроме компьютера».

Так кто же такой этот Дэниел Блэйк? Он маленький человек, борющийся с бюрократической машиной. Он бы предпочел работать остаток своих дней и не просить никаких пособий, если бы врач не запретил. Зритель влюбляется в него с первых секунд. Он такой простой, искренний, добрый пожилой мужчина, который даже в трудной ситуации не теряет чувство юмора и собственного достоинства. Редкий тип «чистого человека», ведь даже находясь на грани голодной смерти, он все равно дает деньги еще более нуждающемуся персонажу. Из-за такого характера, таких приоритетов и абсолютно естественной доброты, ему вдвойне тяжелее понять, почему государство его так мучает.

Поражают социальные работники и их метод общения с людьми. Не то, чтобы это открытие, мы довольно рано знакомимся с хамством и безразличием этой категорией людей. Но когда видишь это со стороны, становится особенно тошно. И поскольку вся история слишком реалистична, забываешь, что ты на просмотре кино. Хочется встать, подойди к соц работнику и воскликнуть «да что не так с тобой?». Молодая женщина упорно игнорирует слова пожилого мужчины, потому что ей нужно проговорить заученный текст и отправить нуждающегося восвояси.

Может, большинство людей способны составить чертово резюме, сидеть на сайтах, посвященных поиску работу и соответствовать требованиям службы занятости. Но неужели нельзя перестать изображать из себя робота, найти остатки человечности где-то глубоко внутри себя и помочь мужчине, который не умеет пользоваться компьютером? У которого нет семьи и он воспитан таким образом, что не станет посвящать в свои проблемы близких? Разве социальные службы созданы не для помощи населению?

«Они будут тебя мучить, всячески унижать. Это их план».

Дэн искренне пытается играть по их правилам. Проходит одну комиссию за другой, ждет письмо, потом звонок, снова и снова приходит в контору службы занятости. Даже составляет первое резюме в своей жизни, но оно не котируется, потому что написано карандашом.

Наш герой уже в возрасте, но он еще удивляется тому как обстоят дела в этом мире. Искренне не понимает, почему его зовут только чтобы выслушать очередные, совершенно бредовые инструкции. Примечательно, что его молодой сосед удивлен куда меньше. «Они будут тебя мучить, Дэн. Всячески унижать и это их план, большинство людей сдаются», — говорит парень по кличке Китай. Ему не больше 30 лет и это понимание, что государство не будет о тебе заботиться в сложной ситуации, приходит теперь намного раньше.

«Таких, как я, гонят из города».

Еще больше мы проникаемся проблемами Дэна, когда он знакомится с Кэти. Кэти — еще один типичный маленький человек. Они познакомились с Дэном все в том же бюро занятости, состоящем из бездушных сотрудников. Девушка впервые в этом городе, заблудилась и опоздала на несколько минут на консультацию по получению пособия. И ее даже не отправили в конец очереди, просто выгоняли и заморозили ее выплаты на 4 недели. А ее сопротивление восприняли как скандал, не замечая нотки отчаяния в ее речах. Да, она не хотела уходить без денег, ведь у нее двое детей и нет работы. Но она не грубила, не кричала, не угрожала, она ужасно выглядела и буквально дрожала, вызывая своим видом сочувствие у всех, но только не у государственных служащих.

Стоит отметить, что одна сотрудница службы занятости все-таки не продала душу государству, она искренне пыталась помочь Дэну и поддерживала его в трудные моменты. Признавая, что суть всех этих тупых правил это выбросить человека из системы, сломать и забыть. «Хорошие люди, честные люди на улице» — говорит она, умоляя Дэна не сдаваться в самую его беспросветную минуту. Она единственная, кто понимал, уделить 10 минут, на обучение компьютеру, пожилому мужчине — это так просто, это такой естественный поступок. Хотя слово «поступок» звучит громко, но именно так это воспринял Дэн и воспринял бы любой пожилой человек. Вот только начальство было недовольно таким поведением этой доброй сотрудницы и тут же запретило ей помогать ему. Наверняка, по их логике, они не должны помогать ему в заполнение онлайн-анкеты, потому что если помочь одному — то придется помогать всем.

«Я застрял во времени».

Фильм ярко иллюстрирует, что в нашем мире, где бюрократическая машина скорее беспощадно проедется по нам, чем захватит на борт и где все эти социальные миньоны окончательно заморозили сердца, только простые люди могут помогать друг другу. Мы не дождемся помощи от тех, кому платим налоги. Но мы должны оставаться людьми. Это не требует сверхъестественных усилий, не помешает своей собственной жизни, не отнимет много времени.

Мы (жители любой страны) не рабы, в классическом понимании этого определения, но мы уж точно не свободны. Мы живем по определенным правилам, нас постоянно загоняют в новые рамки, плевав насколько мы способны под них подстроиться.

Отсутствие хэппи-энда конкретно в этом фильме, это нечто большее, чем просто грустная концовка. Это самое настоящее отсутствие хэппи-энда в жизни простых людей. Режиссер показывает, как мало вариантов исхода событий у всех нас. «Потерять самоуважение — это смерть» — говорит главный герой и он верен себе до конца. В противовес ему идет Кэти, которая все-таки сломалась.

«Большинство сдается».

Выходя из зала, услышала как один из зрителей сказал «кошмар, я подавлен». Вот этими тремя словами можно описать весь фильм. Его тяжело смотреть, еще тяжелее признать, что это не фантастика, а реальное положение вещей. Но не смотреть вообще — нельзя. И не переживайте, после просмотра вы не впадете в уныние. Как и любой британский фильм, этот изобилует остроумием и гениальными детьми. И пускай он показывает нашу жизнь с одной из самых мрачных сторон, но режиссер также не забыл и о вдохновляющих просветах.

«Я, Дэниел Блэйк» лучше смотреть дома, в одиночестве. Но с другой  стороны, слишком уж долго ждать его появления на DVD. Поэтому просто запаситесь носовым платком и идете в кинотеатр. Это — то редкое кино, которое касается абсолютно всех. Обладатель золотой пальмовой ветви, только сейчас дошел до России, с 27 октября его можно увидеть в наших кинотеатрах.

Автор: Бариева Лилия
Фотография и кадры предоставлены организаторами 

comments powered by HyperComments