You are here
Home > Кино > Рецензия на фильм «Коллектор»

Рецензия на фильм «Коллектор»

Российский фильм «Коллектор» впервые проявил себя на престижном фестивале «Кинотавр», унеся сразу две награды – «лучшая мужская роль», «лучшая операторская работа». Месяцем позже, он покорил и Европу, получив на кинофестивале в Карловых варах специальный приз Fedeora (от федерации кинокритиков стран Европы и Средиземноморья). Весь этот летний успех только подогревал интерес, а до нас «Коллектор» дойдет только 6 октября. Корреспондент «Около» посетил пресс-показ от WDSSPR и едва угомонил восторг, чтобы ясно излагать свои мысли.

Артур (Константин Хабенский) – мастер своего дела. Работая только с крупными должниками, он находит всю их подноготную и эффективно использует против них. Он никогда не прибегает к банальным методам, его конек – психологическая атака. Артур умеет виртуозно перевоплощаться, сбивать с толку, выводить из равновесия, и так допекать своих клиентов, что они готовы вернуть все, только бы никогда больше не слышать его голос. Но однажды Артур сам становится мишенью: в Сети появляется скандальное видео с его участием, и от него мгновенно отворачиваются друзья и коллеги. Под угрозой оказывается не только его репутация, но и жизнь… Теперь у коллектора есть всего одна ночь, чтобы найти того, кто загнал его в угол.


Мы любим Хабенского когда он пьет кровь с водкой, нечаянно убивает Есенина, рассказывает нам новогодние новеллы, напивается и улетает в Ленинград и даже когда облагораживает собой американский кинематограф. Не получилось и в роли коллектора возненавидеть Константина Юрьевича. Его персонаж вроде как плохой человек, мало того что он коллектор, так еще и самый виртуозный. Он отвлекает врачей своих клиентов во время процедур, чтобы показать должникам – он может контролировать их жизнь. Он раскапывает самое грязное белье, примеряет на себя самые разные роли, часто перегибая палку. В нем удивительно сочетается высочайшая концентрация честности с желанием зарабатывать любыми способами. Даже по словам самого Хабенского, Артур возомнил себя богом и получил по заслугам. Вот только по мере развития сюжета переживаешь за него все больше и больше.

В российском кинематографе это первый опыт монофильма. Хабенский стал первооткрывателем, а помогала ему Ксения Буравская. Из всех задействованных актеров, только она была на площадке и говорила реплики других персонажей. Позже она осталась только озлобленной вдовой, решившей отомстить коллектору. Остальные актеры произвели озвучку потом, и хотя их нет в кадре, их образы легко додумать. Неизвестно что сложнее – быть единственным героем на экране или играть только с помощью голоса, но все в этом фильме вышло идеально. Зрители услышат такой родной голос Татьяны Лазаревой, веселого Евгения Стычкина, сердитого Александра Тютина, милейшую Полину Агурееву. Но самым очаровательным скрытым персонажем оказалась Лиза (Валентина Лукащук). Вот как так можно было озвучить, что героини не видишь, но обожаешь ее все больше по мере приближения к финалу? Только Валентина знает, шикарно передала образ забавной секретарши Лизы.

Вспоминается цитата Нила Геймана «тьма-это много больше, чем просто отсутствие света». Она тут весьма кстати, по мере того как Артур все больше чувствует свое бессилие, лишается близких и переосмысливает жизнь – в кадре становится все темнее. Восхитительная игра простого офиса и освещения завладевает вниманием зрителя и внушает ему нужные эмоции.

Это кино максимально убедительное, психологическое и завораживающее. Смотрится на одном дыхании и все время переживаешь — как же он выкрутится? Но сценарист жесток с нами и потому концовка открытая. В целом, в фильме нужно очень много думать. Он неоднозначен и многие увидят в нем что-то свое и додумают разное, но финал просто добивает, заставляя думать о «Коллекторе» спустя две недели, возможно, и спустя месяц.

Смотреть этот триллер в кинотеатре или дома – решать вам, но пропускать его нельзя. Не так уж часто российский кинематограф балует нас шедеврами, но «Коллектор» точно войдет в список лучших фильмов не только этого года, но и за всю историю русского кино.

Автор: Бариева Лилия

Фото и кадры из открытого доступа

comments powered by HyperComments