You are here
Home > Кино > «Дорогу женщинам, дорогу альманаху!»

«Дорогу женщинам, дорогу альманаху!»

С этих слов, произнесенных одним из продюсеров фильма – Сергеем Сельяновым, все и началось 13 сентября 2016 года, а именно – показ кинопремьеры в красных стенах московского кинотеатра «Октябрь», что на Новом Арбате.

За окном каких-то +10, холодно и ветрено, но нам, пришедшим в этот вечер на самый ожидаемый фильм осени, нипочем холода, ведь мы были согреты любовью. Любовью, вложенной очаровательными женщинами-режиссерами в свои новеллы. «Петербург. Только по любви» и никак иначе.

Первая история – «Сны Иосифа», выдуманная женщиной-стихией – Ренатой Литвиновой. Там, где появляется этот безумный гений, рождается самая настоящая сказка. Она сама как сказка – мудра, загадочна, полна всяких сюрпризов и неожиданностей. Ее новелла сумбурна, кажется, сюжета и вовсе не было, все происходило по наитию. Картина имеет кольцевую композицию: все начинается с голубой Волги, на которой актерская семья – мама (Рената Литвинова) и ее три дочери (Ульяна Добровская, Софья Заика и Яна Сексте), отправляется на кинопробы, и заканчивается тем же, только путь уже домой. На площадке снимается автобиографическая сцена снов Иосифа. Бродский и Петербург, Петербург и Бродский. Кажется, эти понятия неразделимы. Одно без другого невозможно. Два сна Иосифа, два ужасных кошмара в черно-белых тонах: измена любимой Марины и его собственный арест. «Свободу Иосифу!». Два сна и много-много стихов. Четверостишья из самых известных стихотворений выдающегося поэта 20 века льются рекой. Суматоха и романтика, какое-то очаровательное безумие, нереальная реальность, «монтаж аттракционов» – это все так характерно для картин Литвиновой. Не правда ли? Да и кому еще могли взбрести в голову подобные речи: «Сделайте меня красивой, меня сегодня будут убивать»?!

Вторая новелла – «Девочки» Анны Пармас. Один день из жизни обычной русской семьи. Мама (Надежда Маркина) и ее дочь Таня (Светлана Камынина), оставшаяся без мужа и ожидающая третьего ребенка, направляются в поликлинику. От обыденных разговоров они переходят к спору о тиранах. Сталин поднял страну с колен или уничтожил ее? Спор завершается ссорой. Но накал страстей сменяется сценами с нотками юмора: сварливая гардеробщица, промывающая Тане мозги; собака, встретившаяся на пути у героини; сцена в кабинете УЗИ: «Я мама». – «Мама у меня уже лежит». – «Я мама мамы». Но самым умилительным моментом оказывается финальный кадр: под ручку мама с дочкой шагают, мило беседуя, по хрустящему снегу в бахилах. Никакой выдумки, только жизнь.

Третья: Оксана Бычкова. «Утро». Осень. Девушка (Надежда Лумпова), хотя очень хочется сказать «девочка», настолько она мила и хрупка, опоздала на свой автобус. Но именно благодаря этому весьма неприятному случаю произошло приятное знакомство, вскоре повлекшее за собой влюбленность. Пожалуй, в этой новелле наиболее ярко выражена любовь в городе и любовь к самому городу. «А вам нравится Петербург? Мама про него говорит, как будто он серый и больной. А я его очень люблю». Осенняя романтика, рожденная в двух юных сердцах, в городе, где, кажется, никогда не бывает солнца, но бывают настоящие искренние чувства. Прогулки по улицам Петербурга, свидание в кафе, цветы, поцелуи у подъезда, объятия на мосту, детская наивность и невинность. Здесь показано то, как любовь способна вдохновить человека и то, на что способен человек, чтобы научиться чувствовать и понимать другого.

Далее – «Селфи» Аксиньи Гог. Безбашенная рок-тусовка в одном из ночных питерских клубов, где изрядно подвыпившая девица ищет с кем провести ночь. Казалось бы, ничего необычного. Да только эта роковая обольстительница наутро превращается в очаровательную нимфу, одетую в белое кружевное платье и мечтающую красиво умереть. Первая мысль – прыгнуть с крыши, но внизу помойка. Эту новеллу можно выделить как самую удачную в выборе главной героини. Интересная внешность актрисы – Анастасии Прониной с ее большими выразительными глазами отлично подошла для такой безумной роли. И в целом захватывающая картина, наполненная звуками поэзии: на мосту героиня, чьи ноги скованы цепью, читает стихи Лермонтова («Оборвана цепь жизни молодой»), в воздухе витает запах смерти, а финальная сцена напоминает картину из какого-нибудь греческого мифа. Пуля попадает в античную скульптуру, а губы Марго и Александра (Никита Смольянинов) сплетаются в страстном поцелуе, словно перед нами Орфей и Эвридика. Также интересен контраст: она в белом, но олицетворяет смерть, он в черном – наслаждается беззаботной жизнью. Можно сказать, что эта картина своего рода карикатура на современное поколение, у которого одна забота – выглядеть красиво, и на фотографиях, и лежа с пробитой головой. Но, как и «селфи», самоубийство может не удаться с первой попытки.

Пятая новелла – «Аничков мост», режиссером которой выступила Наталья Кудряшова. Что может быть ужаснее, чем сердце, оставленное любовью? Будь то любовь к человеку или к делу. Сердце, обернувшееся механизмом. Экскурсовод Марина (Полина Кутепова) превратилась в ходячую книгу, она стала жить и действовать по сценарию. Но один из туристов, принадлежащих к нации, которая живет по законам природы, пытается донести до нее, что «стихию нельзя обуздать». «А потом любовь покинула твое сердце, и ты видишь только буквы, но буквы лживы. Услышь этот город, услышь его снова». И, кажется, она услышала, стоя на мосту, объятая вечерними сумерками Петербурга.

Поэзия, музеи, мосты, крыши, алкоголь…но где же тот самый Петербург с его филармониями? Наталья Назарова в своей новелле «Просто концерт» дает возможность прочувствовать атмосферу культурной столицы России, вводя нас в обстановку концертного зала, где выступает лучший хор мальчиков и юношей Петербурга. Солирует Валя (Мария Уросова), сын, а точнее, дочь главной героини (Анна Уколова) картины. Вечная проблема отцов и детей: родителям кажется, что они знают, как будет лучше для их ребенка. Но счастлив ли при этом сам ребенок? Обаяние юной Марии, которая отлично справилась как с ролью Валентина, так и с ролью Валентины, захватывает дух.

И, наконец, заключительная новелла – «Выгул собак» Авдотьи Смирновой. «Хорошую вещь браком не назовут» — фраза, которая наиболее ярко обрисовывает эту картину. Что тут можно сказать? Одинокая женщина Вера (Анна Михалкова) дошла до такой степени отчаяния, что заплатила 7 тысяч рублей за сеанс приворота милого сердцу. Но никто, даже шаманы и колдуны не способны приручить чувства. Любовь сама нашла героиню, когда та выгуливала собаку.

«Петербург. Только по любви» — это выдуманные истории о реальной жизни. Проблемы, которые лежат на поверхности, с которыми сталкивается каждый человек, показаны с такой легкостью, что после фильма не остается тяжелого груза на душе. Но, возможно, что именно ложки дегтя, некоего трагизма и глубины этому киноальманаху и не хватило.

Автор:Наталия Кочановская

comments powered by HyperComments