You are here
Home > Интервью > Самый гармоничный инструмент

Самый гармоничный инструмент

Борис Плотников – профессиональный исполнитель на губной гармонике из Москвы, участник группы Башаков-бэнд и коллектива Евгения Маргулиса, дипломированный преподаватель. Выбрав такой интересный и неоднозначный инструмент, Борис Плотников не только всецело отдаётся игре на нём, но и прививает людям любовь к гармонике, отучая нас относиться к ней как к сувениру.

Как вы считаете, востребована ли сейчас губная гармоника как инструмент?

— Это сложный вопрос. Безусловно, она востребована. По подсчётам у каждого москвича должны быть как минимум две губные гармошки, но это лишь одна сторона медали. Многие не воспринимают гармонику как музыкальный инструмент, относятся как к сувениру.

Как вы думаете, что надо сделать для того, чтобы люди стали серьёзнее относиться к этому инструменту?  По-другому преподносить гармонику, пытаться вводить её в массы?

— К сожалению, гармоника потеряла свою популярность. Инструмент был востребован в 20 веке в довоенное время. К примеру, каталоги моделей у производителей были значительно объёмнее, нежели в нынешнее время, а в Германии чуть ли не в каждом городе делали губные гармоники. Сам инструмент произошёл из Германии, поэтому после Второй Мировой Войны её популярность упала (особенно заметно это было в Европе). Конечно, это повлияло на имидж инструмента и влияет до сих пор. Интерес к гармонике сейчас есть, но достаточно небольшой. В 2000-х был заметный рост интереса к инструменту, появлялось всё больше новых моделей, сейчас же рост замедлился, но не прекратился, он имеет место быть. В Америке же губная гармоника развивалась в блюзе (она и до сих пор считается блюзовым инструментом). С одной стороны, это хорошо, потому что блюзовые музыканты открыли у губной гармоники новые экспрессивные возможности, которые были неизвестны даже её изобретателям. Они научились исполнять, так называемые, бенды, — прием, позволяющий потоком воздуха повышать и понижать ноты, что дало инструменту новый спектр возможностей, отдалив его тем самым от аккордеона. То есть если немцы использовали губную гармонику как карманный заменитель аккордеона, то блюзмены превратили её из аккордеона в саксофон. Стало использоваться меньше аккордов, больше мелодических линий. Но эта блюзовая американская техника очень сложна, и добиться в ней результатов трудно, для этого нужно прозаниматься не одну сотню часов. К сожалению, большинство людей, покупающих губную гармонику, даже не думают тратить на инструмент много времени. В итоге, получается, что старая аккордеонная школа игры не распространена среди профессиональных исполнителей, а блюзовая школа слишком сложна, чтобы научиться её правильно исполнять. Поэтому сейчас слишком много людей омерзительно играют на губной гармонике. Они не владеют  техникой и не знают даже четверти возможностей инструмента, не имеют представления, как нужно извлекать из него звук. Так сложилось исторически и культурно, и, мне кажется, что это надо исправить, потому что губная гармоника – инструмент, на котором замечательно звучит не только блюз, но и много простых мелодий. Сейчас я пропагандирую эту тенденцию среди своих учеников. Появляется много обучающих видео. Мы показываем, что на гармонике играть легко и просто, этому можно научиться за несколько дней. Именно этих знаний, на мой взгляд, очень сильно не хватает для роста популярности гармоники.

То есть гармоника в любом жанре звучит гармонично? Её можно совместить с любой музыкой?

— Абсолютно. Это полноценный универсальный инструмент. Он может спокойно заменить трубу, саксофон, аккордеон, даже электрогитару, всё лишь зависит от манеры игры и от профессиональных навыков исполнителей.

Вы преподаете людям игру на гармонике. Интересовались ли вы, почему они решили учиться? Они хотят посвятить игре на инструменте всю жизнь или приходят учиться для себя? Какая у них цель?

— Как правило, люди учатся для себя, им хочется поднять себе настроение, сыграв любимую песню. Но когда ко мне обращаются люди с серьёзными, профессиональными вопросами, меня это, конечно, очень радует, и я стараюсь максимально помочь им, поддержать. У меня есть ученики, которые сейчас сами преподают игру на гармонике. Один из них работает в музыкальном училище в Екатеринбурге, а когда-то с нуля учился в моём классе. У него есть группа, с которой он успешно выступает. Это, безусловно, радует, но таких учеников, к сожалению, меньшинство. Я считаю, что этот инструмент заслуживает большего. Губная гармоника – хипстерский инструмент, он должен быть модным. Сейчас есть вейпшопы и бордшопы , так вот хипстер должен выходить из барбершопа с вейпом в одной руке и гармошкой в другой.

А что вы лично для себя находите в гармонике? Как этот инструмент влияет на ваш характер, какая у вас с ним связь?

— У меня с гармоникой неразрывная связь, я без неё даже на улицу не выхожу. Играю на ходу, за рулём в пробках, в часы ожидания. В общем, вся моя жизнь – губная гармоника. Чего в моей жизни больше – губной гармоники или всего остального – сказать не могу (по времени – губной гармоники точно).

В каком жанре вы больше всего любите играть?

— На самом деле, я вообще не большой фанат музыкальных жанров.  В моем плеере, например, есть и хип-хоп, и классика, и хардкор, и панк-рок, и джаз, и блюз, и электронная музыка. С одной стороны, я вижу в этом свою проблему, потому что как только я пытаюсь примкнуть к кругу любителей блюза, мне очень быстро становиться скучно. Я чувствую себя не на своём месте. Я не могу постоянно слушать и играть блюз, могу прослушать пару альбомов блюзовой гармоники подряд и получить удовольствие, но заниматься только блюзом мне становится скучно. В связи с этим, я, естественно, не так силен в блюзе, как те, кто занимается этим жанром постоянно. Я люблю и джаз, но на таких же условиях. У меня всегда была мечта – совместить гармошку, хип-хоп, драм-н-бэйс. Всё это прекрасно сочетается, это ритмичная музыка. Гармоника может и влиться в ритм, и создать его. Я в последнее время очень часто ставлю Эминема и на гармонике пытаюсь повторить его фразировку. Это мне, например, интереснее, нежели снимать мэтров.

Кто из музыкантов вдохновляет вас?

— На ум сейчас пришёл Егор Летов. Я очень люблю его песни, многие из них пою для себя под гитару, регулярно слушаю. Хотя многие музыканты считают его немузыкальным и грубым. А я считаю, что он — величайший поэт и мелодист, он – один из моих любимых мужских голосов. Других исполнителей, вдохновляющих меня, тоже много. Например, Чет Бейкер – мой любимый трубач и тоже мой любимый вокалист, он – полнейшая противоположность Летову, играет мелодичный, лирический, очень тонкий джаз. Из исполнителей на губной гармонике я могу назвать два максимально особенных для меня имени. Джейсон Риччи, он невероятно эмоциональный, экспрессивный, исполнитель с потрясающим электрическим звуком. Видеть его вживую было очень круто, он артист высочайшего класса. У меня есть мечта – привести его в Россию. На первое место для себя я также ставлю Джон Поппер. Он стал самым востребованным и высокооплачиваемым исполнителем на губной гармонике. Удивительно, что группа Blues Traveler и Джон Поппер не очень популярны в России. А в Америке они хорошо гастролируют, собирают стадионы. Я даже прочитал его автобиографию на английском. Он изобрел свой уникальный фразировочный стиль, это, к сожалению, доступно не многим артистам. У каждого формируется свой стиль, но при этом видно, откуда он вытекает. Кто повлиял на Поппера – непонятно. Исполнитель, с которым у меня более сложные отношения, но я его, безусловно, уважаю — Говард Леви. Это самый техничный исполнитель в мире, по его записям можно научиться всем существующим приёмам на губной гармонике.

На каком инструменте вы играли бы, если бы не существовало губной гармоники?

— Вообще я люблю многие инструменты: акустическую гитару, бас–гитару (в своей первой группе был басистом), духовые. Я бы очень хотел научиться играть на барабанах. У меня дома есть электронная гитара, на ней я не играю, потому что понимаю, что сначала надо включить усилитель, найти шнур, потом взять гитару, а гармонику можно просто схватить и начать играть. У меня, например, на микроволновке лежит губная гармоника, и я всегда играю на ней, пока еда греется. Я бы хотел играть ещё больше, не заниматься организационными вопросами, но это пока только в перспективе.

Сколько у вас губных гармошек? И есть ли самая любимая?

-Мне недавно задавали этот вопрос, и я специально их посчитал – чуть больше 70. Есть несколько любимых, на которые я переключаюсь по настроению.

А что бы вы пожелали людям, которые только начинают играть на губной гармонике или же тем, кто ещё вовсе не открыл для себя этот инструмент?

— Во-первых, если у вас до сих пор нет губной гармоники – купите. Во-вторых, её всегда надо носить с собой. В- третьих, на ней надо хоть что-то играть в любую свободную минуту. Даже если вы будете просто дуть туда-сюда, то через некоторое время заметите, что у вас что-то получается. А потом, может, захочется научиться играть серьёзно, усвоить продвинутые техники, может, пойдёте к преподавателю.  Может, это станет для вас путём в музыку, который, кстати, не отвлекает ни от работы, ни от семьи. Гармоника всегда лежит в вашем кармане, она самый актуальный инструмент.

Ближайший концерт Бориса Плотникова состоится в Санкт — Петербурге 14 сентября. Вместе с Михаилом Башаковым они сыграют ряд акустических композиций в духе русского рока. 

Беседовала Мария Крылова

comments powered by HyperComments